10-11 ноября 2009 г. в Отделе истории славянских народов периода мировых войн состоялась международная научная конференция «Человек на Балканах глазами русских наблюдателей (конец XIX – первая половина XX в.)».
Конференция продолжила серию мероприятий под общим названием: «Человек на Балканах в процессе модернизации». На предыдущих конференциях были рассмотрены социальные особенности модернизации «по-балкански» и ее социокультурное измерение, типы государств и их институтов, а также взаимоотношения власти и общества и, в связи с этим, специфика балканских элит. Причем, члены научного коллектива отошли от чисто «институционального» анализа, неспособного объяснить, почему, например, одинаковые по форме органы государственной власти в разных странах действуют, порой, по-разному, дополнив методологию изучения движения от традиционного общества к цивилизационно более высокому его типу антропологическим подходом, поставив в центр внимания Homo Balkanicus… Итогом предыдущей работы стал базовый вывод – «За фасадом европейских новаций в виде конституций, парламентаризма, многопартийности, современной системы образования, воинской службы и т.д. скрывались устойчивые структуры и стереотипы традиционного общества, определявшие поведение не только простого крестьянина, но и большей части балканских элит».
Обращение к имагологическим – весьма распространенным в современной науке – сюжетам имела целью ввести в исследование специфики модернизационных процессов в традиционных обществах (к которым, как известно, принадлежали и балканские) новый комплекс источников – зафиксированных наблюдений иностранных, в первую очередь – российских, путешественников о балканских социокультурных и политических реалиях. Очевидная ценность этих источников заключается в том, что «заморский гость» обращает внимание на непривычные для него, но привычные для местных жителей, стороны жизни. Эти «рутинные», с точки зрения обыденного опыта, детали, как правило, не попадают во «внутренние» источники, каковых, по определению, не так уж много, ведь «традиционное общество» исторически относится к дописьменной культуре и, соответственно, значение наблюдений путешественников-иностранцев для его изучения заметно возрастает. Кроме того, «свежий» взгляд со стороны – из типологически близкой (православной) России, где модернизация также протекала со значительными отклонениями от классической модели (культурная близость русских предохраняет их от серьезных искажений в изображении балканского колорита), позволит, обогатившись новыми данными, глубже проникнуть в суть ее балканского варианта, прежде всего, в социокультурном аспекте. Таким образом, используя новые источники, мы получаем возможность обогатить и нюансировать сложившиеся в ходе предыдущих конференций представления.
Рассмотрение вопросов, вынесенных для обсуждения участниками конференции (в частности, теоретические проблемы имагологического метода; государственные институты и специфика политического процесса у балканских народов в описаниях русских путешественников; балканские общества: структура и особенности их функционирования; балканские элиты (феномен «человека из народа»);повседневная жизнь «человека балканского» – нравы, этос, традиции и др.), проводилось в сравнительно-сопоставительном ключе.