You are here: Главная Архив 8–10 декабря 2010 г. Мудрость – праведность – святость в славянской и еврейской культурной традиции
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

inslav

8–10 декабря 2010 г. Мудрость – праведность – святость в славянской и еврейской культурной традиции

Печать PDF

Мудрость – праведность – святость в славянской и еврейской культурной традиции

XIV ежегодная международная конференция в рамках многолетнего проекта «Культура славян и культура евреев: диалог, сходства, различия»

Москва, Институт славяноведения РАН, 8–10 декабря 2010 г.

Организаторы: Центр научных работников и преподавателей иудаики в вузах “Сэфер” Центр славяно-иудаистических исследований Института славяноведения РАН

Программа

8 декабря, среда

11:00–14:00

Председатель: Аркадий Ковельман

Аркадий Ковельман (Москва), Ури Гершович (Иерусалим). «Праведники – для света, а прямые люди – для радости»: Структура трактата «Таанит»

Михаил Гринберг, Мордехай Гринберг (Эфрат). Аскеза в еврейской традиции

Валерий Дымшиц (Санкт-Петербург). Типы праведников и праведности в традиционной еврейской общине

Ольга Запрометова (Москва). В начале было Слово... Тора Моисея и Закон Христа как символ мудрости и путь праведности в раввинистической и христианской традициях

Елена Федотова (Москва). Пророк Элиша – мудрец, праведник или святой?

Мария Каспина (Москва). Рассказы евреев Бессарабии о Штефанештском ребе

 

14:00–15:00 – Обед

 

15:00–18:00 – Вечернее заседание

Председатель: Евгений Рашковский

Виктория Мочалова (Москва). Как воспринимается «чужая» мудрость (иудеи и христиане)?

Галина Зеленина (Москва). Конверсо и инквизиторы: Соискание святости

Александр Львов (Санкт-Петербург). «Начетчики и талмудисты»: к истории и семантике фразеологизма

Александр Чувьюров (Санкт-Петербург). Понятие святости и благочестия в культуре коми православного и старообрядческого населения

Ивета Лейтане (Рига). Единение как задача мудреца (Нэфэш хахайим contra философия Всеединства)

Евгений Рашковский (Москва). Философствование как «аскеза»

Александр Шапиро (Москва). Понятие «мудрость» в современной позитивной психологии и еврейская культурно-историческая традиция

 

18:30 – Фуршет

 

9 декабря, четверг

10:30–13:30 – Утреннее заседание

Председатель: Елена Сморгунова

Георгий Мельников (Москва). Пражский Махарал в свете новейших исследований

Людмила Софронова (Москва). Путь к дому: Григорий Сковорода о познании

Елена Сморгунова (Москва). Святость – благость – юродство

Ольга Белова, Татьяна Агапкина (Москва). Категории «ум» и «безумие» в народной культуре славян

Александра Семенова (Москва). Мудрость – праведность – святость в современных кашубских проповедях

Оксана Суворова (Санкт-Петербург). Глоссолалия как знамение крещения Святым духом в харизматических церквях.

 

13:30–14:30 – Обед


14:30–17:30 – Вечернее заседание

Председатель: Леонид Кацис

Ольга Трефилова (Москва). Жертвоприношения у балканских славян в балканской и ближневосточной перспективе

Элина Васильева (Даугавпилс). Мудрец раввин Меир Симха на страницах двинских газет

Леонид Кацис (Москва). Диббук: между Святостью и Праведностью

Даниил Капцан (Екатеринбург). Мудрость прошлого, "старые истины" как ядро пьес-притч Гуго фон Гофмансталя

Галина Элиасберг (Москва). Представления о мудрости и праведности в драматургии Якова Гордина и Шолома Аша

Юлия Клочкова (Екатеринбург). Мудрецы и праведники в творчестве Дины Рубиной

 

10 декабря, пятница

10:30–13:30 – Утреннее заседание

Председатель: Ольга Белова

Александр Островский (Санкт-Петербург). Категория замирщение в нормативных документах и поведенческих стратегиях русских старообрядцев-беспоповцев в XIX–XX вв.

Сергей Пивоварчик, Ирина Пивоварчик (Гродно). «Святой – это такой ксендз, который здесь умер и живет у Бога на небесах»: образ святого у населения западных губерний Российской империи (XIX – нач. XX вв.)

Ольга Гущева (Минск). Семантика лексем мудрый (мудры, mądry), мудрость (мудрасць, mądrość) в белорусском и польском языках

Наталья Евсеенко (Санкт-Петербург). Использование категории праведности для конструирования современной романиотской идентичности

Евгения Хаздан (Санкт-Петербург). Шофар: взгляд современной российской науки

 

13:30–14:30 – Обед

 

14:30–17:30 – Вечернее заседание

Председатель: Андрей Мороз

Сирил Асланов (Иерусалим). "Книга о язычнике и  трех мудрецах" Раймунда Луллия и нарративы о выборе веры у хазар и славян

Варвара Добровольская (Москва). Еврейская мудрость – русская праведность: стереотипы этнического пограничья

Андрей Мороз (Москва). Квазисвятые в народной традиции

Светлана Амосова (Москва). Практики обращения к раввину и представления о нем среди нееврейского населения (на материалах экспедиций в Галицию и на Буковину)

Элина Иоффе, Екатерина Лазарева (Москва). Раввины-заступники в современной Бессарабии и Буковине

 

Заочное участие

Вера Сурво, Арно Сурво (Хельсинки). Священное как «отсутствующая структура»

Юлия Матушанская (Казань). Цивилизация и варвары vs Содом и ангелы: некоторые аспекты библейского взгляда на диаспору

 

Закрытие конференции. Подведение итогов

 

Место проведения конференции: Институт славяноведения РАН (Ленинский проспект, д. 32 А, корп. В, подъезд № 1, 9 этаж, ауд. 901; ближайшая станция метро – «Ленинский проспект»).

Проживание иногородних участников конференции: Отель «Южный» (Ленинский проспект, д. 87).

Желающих присутствовать на конференции слушателей просим до 3 декабря 2010 г. сообщить фамилию, имя, отчество для включения Вас в список на вход ( Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра. или по телефону +7 (495) 9380070).

 

14-я ежегодная конференция в рамках многолетнего проекта «Культура славян и культура евреев: диалог, сходства, различия», посвященного сопоставительному изучению трактовки библейских событий и разнообразных сюжетов с точки зрения различных культур, в славянской и еврейской книжности и фольклоре, с позиций отражения этих сюжетов в произведениях разных жанров.

В рамках данного проекта уже прошли конференции «Сотворение мира в апокрифической и фольклорной традиции» (1995), «От Бытия к Исходу» (1997), «Концепт греха в славянской и еврейской культурной традиции» (1999), «Концепт чуда в славянской и еврейской культурной традиции» (2000), «Между двумя мирами: представления о демоническом и потустороннем в славянской и еврейской культурной традиции» (2001), «Свои или чужие? Евреи в восприятии славян, славяне в восприятии евреев. X-XX вв.» (2002), «Праздник – обряд – ритуал в славянской и еврейской культурной традиции» (2003), «Пир - трапеза - застолье в славянской и еврейской культурной традиции» (февраль, 2005), «Сны и видения в славянской и еврейской культурной традиции» (декабрь, 2005), «Народная медицина и магия в славянской и еврейской культурной традиции» (2006), «Сакральная география в славянской и еврейской культурной традиции» (2007), «История – Миф – Фольклор в еврейской и славянской культурной традиции» (2008). Диалог поколений в контексте славянской и еврейской культурной традиции (2009).

 

авторизация