Международная конференция "Сотворение мира и начало истории в апокрифической и фольклорной традиции (на материале славянских и еврейских текстов)". 5–7 декабря 1995 г., Москва. Тезисы докладов. М.: Институт славяноведения и балканистики РАН; Московский центр научных работников и преподавателей иудаики в вузах «Сэфер», 1995.
Редакционная коллегия: В. Я. Петрухин (ответственный редактор), О. В. Белова, А. А. Турилов
Содержание
Введение
Анатолий А. Алексеев (С.-Петербург). Сказания о потопе в древнерусской Палее
Флорентина Бадаланова (София). Каин и Авель в болгарском фольклоре
Ольга В. Белова (Москва). Легенды о Потопе в славянской и еврейской народной традиции
Леонид А. Беляев (Москва). Мотив древа жизни в изобразительном фольклоре Руси XIV—XVI вв.
Светлана П. Бушкевич (Москва). Мотив животной жертвы в славянской книжности и народной культуре (в связи с библейской и апокрифической традицией)
Сергей Ю. Воробьев (Москва). Антропоцентрическая направленность представлений русского Средневековья о шестом дне творения
Димитринка Димитрова-Маринова (София). Богомильская космогония в старославянской литературной традиции
Лeoнuд Ф. Кацис (Москва). Где находится «Сотворение мира» в «Стихах о неизвестном солдате» Осипа Мандельштама?
Аркадий Б. Ковельман (Москва). «Пасха раздавленных» (исторический комментарий к Быт. 1 : 28)
Владимир М. Константинов, Игорь Г. Лебедев (Москва). Ворон и голубь в легендах о Потопе
Вера С. Кузнецова (Новосибирск). Сюжет о дуалистическом сотворении мира в восточнославянской фольклорной традиции и апокрифической книжности
Мария Л. Лепехо (Москва). Коранические параллели к библейскому сюжету о сотворении мира и начале истории
Лука В. Маневич (Москва). Эфиопские псевдоэпиграфы Ветхого Завета
Леонид Мацих (Иерусалим). Представления об Аде в мидрашах и раввинистической литературе
Виктория В. Мочалова (Москва). Тема возникновения зла в апокрифическом отражении
Серафима Е. Никитина (Москва). Тысячелетнее царство как седьмой день в творении мира (на материале экспедиционных исследований русских конфессиональных культур)
Дов Ной (Иерусалим). The Creation of Adam's Two Wives in the Jewish Agadah and post-midrashic Folk-Literature (Сотворение Лилит и Евы в древнееврейском фольклоре)
Дов Ной (Иерусалим). Abel's Burial in Jewish Folk-Legends (Погребение Авеля в еврейских народных легендах)
Михаил П. Одесский (Москва). «Начало истории» славян у Нестора и Фредегара
Александр Б. Островский (С.-Петербург). Лев — спаситель Ноева ковчега
Владимир Я. Петрухин (Москва). Библия, апокрифы и становление славянских раннеисторических традиций (к постановке проблемы)
Рем Л. Симонов (Москва). «Сотворение мира» как начало отсчета времени на Руси в свете библейской экзегетики
Евгения Б. Смагина (Москва). Библейские основы космогонии гностиков и манихеев
Елена М. Сморгунова (Москва). Новое «сотворение мира» в представлениях современного русского старообрядчества
Борис М. Соколов (Москва). «Великая Эпоха Духовности» и черты христианского апокрифа в эстетической теории В. Кандинского
Светлана М. Толстая (Москва). О нескольких ветхозаветных мотивах в славянской народной традиции
Олег Р. Хромов (Москва). К вопросу об иконографических и литературных источниках «Сотворения мира» в русских лубочных изданиях
Юлия Шляйфман (Иерусалим). Мидраши о взаимодействии противоположностей как условии существования мироздания
Екатерина С. Яковлева (Москва). День и час: время Ветхого и Нового Завета