Шведова Н. В. "Чудесные искры": поэзия словацкого надреализма (1930-е – 1960-е гг.). Модернизация и сохранение основ. М.: Институт славяноведения РАН, 2015. – 402 с.
В монографии освещается генезис и развитие поэтического сюрреализма в Словакии середины XX в. – единственного полностью сформировавшегося авангардистского движения в истории национальной литературы, получившего славянское название "надреализм". При новаторских подходах к творческому процессу как таковому, тематике, характеру образности, стихосложению, направление опиралось и на литературные традиции, в том числе и инонациональные. Рассматриваются творческие пути ведущих поэтов направления – Р. Фабри, В. Рейсела, Ш. Жари и др. Исследование проведено на фоне общемирового феномена сюрреализма, прежде всего его исходного, французского, а также родственного чешского вариантов. Книга предназначена для литературоведов, культурологов, студентов-филологов и широкого круга читателей, интересующихся проблемами поэзии XX века.
Ответственный редактор Л. Н. Будагова.
Издание подготовлено в рамках реализации проекта "Антитрадиционализм и преемственность в программах и практике славянского литературного авангарда" по Программе фундаментальных исследований Президиума РАН "Традиции и инновации в истории и культуре".
Содержание
Введение
Ситуация в словацкой литературе до и после 1918 г.
Общая характеристика словацкого надреализма
"Я счастье с несчастьем в узелке Фортуны..." Рудольф Фабри – первопроходец
"Марширующие осколки калейлоскопического неба". Владимир Рейсел: все дни и ночи
"Водопады неба отражаются от наших голов". Штефан Жари – охотник на сладкую магию
Поэты эмоций. Юлиус Ленко, Ян Рак
Поэты интеллекта. Павел Бунчак, Ян Брезина
Послесловие к надреализму. 1950-е – 1960-е гг.
"Каждый однажды вернется": особенности творческой судьбы надреалистов
Развитие импульсов надреализма: Мирослав Валек и его "непостижимые вещи"
Заключение