Категория взрыва и текст славянской культуры. М., 2016. 456 с., ил.
Сборник подготовлен по материалам международной научной конференции Института славяноведения (Москва, 2014) и посвящен проблеме динамических процессов в культуре на материале языка, литературы, искусства и истории славянских народов разных эпох. Типология прерывистых форм в культуре проливает свет на специфику региона, выявляет изоморфизм последнего языку «взрывных» поэтических систем (в частности, барокко и авангарда). Среди авторов — видные российские и зарубежные слависты. Книга предназначена филологам, культурологам, искусствоведам и гуманитариям широкого профиля.Редакционная коллегия: Н. В. Злыднева (отв. редактор), П. В. Королькова, Е. А. Яблоков
Рецензенты: д. ф. н. Н. Н. Старикова, д. и. н. Л. А. Черная
ISBN 978-5-903060-20-7
Содержание
Предисловие от редколлегии
Взрыв и текст культуры
Й. Ужаревич (Загреб) Смеховой взрыв — имплозия анекдота
Ж. Хетени (Будапешт) Насыщенное нулевое состояние после взрыва-экстаза
Словарь взрыва
Т. М. Николаева (Москва) Это загадочное слово мгла
Н. А. Фатеева (Москва) «Взрыв» в русской поэзии Серебряного века (по материалам «Словаря языка русской поэзии XX века»)
В. В. Фещенко (Москва) «Революция» авангарда: заметки к теме
Н. М. Куренная (Москва) Формирование белорусского литературного языка: предтечи и создатели
Взрывные эпохи
Л. А. Трахтенберг (Москва) Литература и личность в эпоху взрыва: образы «Новой повести о преславном Российском царстве»
А. В. Шило (Харьков) Явление барокко в ситуации культурного взрыва ХVI–ХVII вв.
И. И. Свирида (Москва) Взрыв и метаморфоза в культуре эпохи Просвещения
Д. К. Поляков (Москва) Революционная эпоха и языковой взрыв: русский язык в 1920-е и в 1990-е гг.
Взрыв литературный
Е. А. Яблоков (Москва) Взрыв как тема и символ в европейских литературах рубежа ХІХ–ХХ вв.
И. Баги (Сегед) «Взрыв» в художественном мире романа Е. Замятина «Мы»
А. Морар (Женева) «Обрубок» во взорванном мире. Об отношении части и целого в романе М. А. Осоргина «Сивцев Вражек»
А. В. Семенова (Москва) Скачок в развитии кашубской культуры как катализатор политического напряжения
Ж. Бенчич (Загреб) Прерывное и непрерывное в любовно-эротических нарративах Людмилы Петрушевской («По дороге Бога Эроса»)
Я. Войводич (Загреб) После взрыва (на примере книги Л. Е. Улицкой «Детство 45–53: а завтра будет счастье»)
А. Каттани (Сассари) Взрыв молчания
А. Красовец (Москва — Любляна) Война в поэзии экспрессионизма: «Военные стихи экспрессиониста» (1920) Бориса Земенкова
и «Экстаз смерти» (1925) Сречко Косовела
Война и о войне
Н. М. Филатова (Москва) Польское восстание 1830–1831 гг. под пером современников (о языке описания социальных потрясений)
Т. И. Чепелевская (Москва) Первая мировая война и ее отражение в словенской литературе (на примере прозы Станко Майцена)
П. В. Королькова (Москва) Формирование стереотипа «Сараево — потерянный рай» в прозе современных сербских, хорватских и боснийско-герцеговинских писателей
И. Перушко (Загреб) Война и взрыв (ружье, которое не выстрелит)
Изображение взрыва / взрыв изображения
Н. М. Сегал-Рудник (Иерусалим) Изображение циклического и эксплозивного: римская тема у Вячеслава Иванова
Д. Красовец (Москва — Любляна) Взрыв в кинематографе
Е. В. Надеждина (Москва) Предчувствие взрыва. Тема жертвы в творчестве чешско-немецких художников накануне Первой мировой войны
Н. В. Злыднева (Москва) О (не)состоявшемся взрыве: экспрессионизм в России
Н. М. Габриэлян (Москва) Взрывные процессы в живописи Бориса Отарова
Г. Бобилевич (Варшава) От мистерии к науке. Искусство действия как «художественный взрыв»
Сведения об авторах
Аннотации