Чтения проводятся Отделом этнолингвистики и фольклора Института славяноведения РАН совместно с музеем-усадьбой «Ясная Поляна».
19-21 апреля 2010 года, музей-усадьба «Ясная Поляна».
Программа
19 апреля, 16.30 – 18.30
Председатель – С. М. Толстая
Толстая С. М. Категория оценки в языке и культуре.
Кабакова Г. И. Честь в ритуале гостеприимства.
Петрухин В. Я. Аксиология юродства.
20 апреля, 9.30 – 13.30
Председатель – А. А. Плотникова
Антропов Н. П. Этнолингвистическая аттракция с точки зрения ценностных ориентиров.
Березович Е. Л. Качественно-оценочная семантика "Руси" и "русского": взгляд изнутри и извне (на материале русского и инославянских языков).
Белова О. В. «Языковые ценности» этнических соседей (по материалам из регионов славяно-еврейского соседства).
Кофе-пауза – 20 мин.
Плотникова А. А. Амбивалентность оценки в традиционной народной культуре (на материале словаря «Славянские древности»).
Узенёва Е. С. Статус трапезы в славянском народном мировоззрении.
Чёха О. В. Образ царя в языке и традиционной культуре восточных славян.
21 апреля, 9.30 – 13.30
Председатель – А. В. Гура
Виноградова Л. Н. Что такое хорошо и что такое плохо: благопожелания и проклятия как аксиологические тексты.
Климова К. А. «Счастье» и «несчастье» в греческой традиционной культуре: к этимологии ριζικό.
Андрюнина М. А. Места захоронения: «хорошие» и «плохие».
Кофе-пауза – 20 мин.
Гура А. В. Девичья честь в традиционной системе ценностей.
Трефилова О. В. Концепт «хвалить» в славянской духовной культуре.
Регламент выступлений – 20 мин.
Очередные, 14-е Толстовские чтения, приуроченные к 87 годовщине со дня рождения Н.И.Толстого, посвящаются категории оценки в языке и культуре и роли оценки и системы ценностей в традиционной духовной культуре славян. Известно, что в лингвистике, философии и логике проблемы аксиологии и изучения аксиологической лексики давно привлекают внимание исследователей (см., например: Е. М. Вольф. Функциональная семантика оценки. М., 1985; Н. Д. Арутюнова. Типы языковых значений. Оценка. Событие. Факт. М., 1988; Wartościowanie w języku i tekście. Warszawa, 1992; J. Puzynina. Język wartości. Warszawa, 1992; Nazwy wartości. Lublin, 1993. T. 1, 2; Język w kręgu wartości. Lublin, 2003; Е. Бартминьский. Проект и принципы аксиологического словаря // Е. Бартминьский. Языковой образ мира: очерки по этнолингвистике. М., 2005). Значительно меньше изучены эти проблемы на материале культуры вообще и народной культуры в частности. Между тем система ценностей и особенности ее функционирования составляют важную сторону культурной традиции, во многом определяют традиционную «картину мира» и ее специфику. Мы надеемся, что на чтениях удастся в той или иной степени затронуть такие существенные аспекты этой темы, как
– субъекты оценки (кто определяет или с чьей точки зрения определяется, что хорошо и что плохо),
– мотивы и критерии оценки, их абсолютный или относительный характер (роль оппозиций свой–чужой, мужской–женский, свет–тьма, сакрум–профанум и т.п.);
– ситуации и способы «оценивания» (когда и почему оценки релевантны),
– объекты оценки (предметы, явления природы, пространство и время, человек и его действия, события повседневной жизни, животные и растения и т.д.);
– понятие «ценностей» (т.е. объектов или концептов, наделенных высокой оценкой, например, Бог, жизнь, здоровье, дом, земля, хлеб, мать, гость и т.д.), состав, иерархия и классификация ценностей; сакральные и жизненные ценности; отличие традиционной системы ценностей от других систем (религиозной, современной, городской, элитарной и т.д.);
– соотношение оценки и нормы, оценки и идеала;
– ключевые аксиологические понятия (добро, зло, святость, грех, наказание, несчастье, опасность и т.п.);
– способы выражения оценок в слове, обряде, тексте.
– Хотелось бы получить также представление о наборе и жанре «аксиологических текстов» народной традиции, таких как запреты и предписания, благопожелания и проклятия, гадания, предсказания, толкования снов, дидактические (нравоучительные) тексты, жанр «экземплум» и т.п.