Толстая С. М. Образ мира в тексте и ритуале. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2015. 528 с.
Книга включает работы, относящиеся к области славянской этнолингвистики – дисциплины, изучающей язык, традиционную духовную культуру (обряды, обычаи, верования) и фольклор в их неразрывном единстве. Первый раздел книги посвящен теоретическим аспектам этнолингвистики и основным этапам ее формирования в отечественной науке и в польской этнолингвистической школе. Во втором разделе обсуждаются вопросы взаимодействия язычества и христианства в славянской культурной традиции и анализируются тексты, отражающие это взаимодействие. Третий раздел посвящен анализу структуры и поэтики фольклорных текстов разных жанров: пословиц, свадебных и похоронных причитаний, заговоров – и некоторых поэтических приемов: антитезы, отрицания, ритмических фигур и др. В четвертом разделе рассматриваются верования как особый жанр народной культуры и способы их выражения в слове, тексте, обряде, повседневной практике.
Книга рассчитана на фольклористов, преподавателей и студентов филологических и этнографических специальностей и всех интересующихся традиционной народной культурой славян.
ISBN: 978-5-91244-132-5
Содержание
От автора
I. Фольклор и этнолингвистика
Этнолингвистика в кругу гуманитарных дисциплин
Никита Ильич Толстой и его путь к этнолингвистике
Мир и человек в словаре «Славянские древности»
Этнолингвистика Ежи Бартминьского
Стереотип и картина мира
К прагматической интерпретации обряда и обрядового фольклора
Устный текст в языке и культуре
Категория оценки в языке и тексте
Аспекты, критерии и признаки славянской культурной общности
II. Фольклор и книжная традиция
Христианство и народная культура: механизмы взаимодействия
О нескольких ветхозаветных мотивах в славянской народной традиции
Город Иерусалим, гора Сион и царь Давид
«Самарянка»: баллада о грешной девушке в восточно- и западнославянском фольклоре
Три мира польских колядок
Почему люди не знают срока своей смерти?
Рассказы о посещении «того света» в славянской устной традиции в их отношении к книжному жанру «видений»
Следы древнеславянской апокрифической традиции в полесском фольклоре: «Сказание о12 пятницах»
«Повесть чисел» в письменной и устной традиции
III. Структура и поэтика фольклорного текста
Предметные оппозиции и их символические функции
Антитеза и антонимия (на материале сербских пословиц)
О прагматической семантике пословиц (на материале сборника Вука Караджича)
Многомерность текста (о семантической структуре балканской баллады «Братья и сестра»)
Мотив расставания с волей (крáсотой) в свадебных причитаниях Русского Севера
Семантика места и времени в севернорусской свадебной причети
Заметки о языке севернорусских причитаний
Аксиология родства в свадебном фольклоре (русско-сербские сопоставления)
Ритм и инерция в структуре заговорного текста
Из наблюдений над сербскими заговорами
Магические функции отрицания в сакральных текстах
Формула самоотречения в заговорах
Структура текста «Тетралогии» из Новгородского кодекса
Языковая игра и вербальная магия (этнолингвистическая заметка)
IV. Верования и обряд
Полесские поверья о ходячих покойниках
Мотив посмертного хождения в верованиях и ритуале
Обычай «вторичного погребения» на Балканах
Дождь в фольклорной картине мира
Иномирное пространство сна
Несколько русско-сербских параллелей из области народного правосудия
Этнографические наблюдения в записках иностранных путешественников о России
Литература и сокращения
Библиографическая справка