You are here: Главная Об Институте Сотрудники Тарасов Олег Юрьевич
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

inslav

Тарасов Олег Юрьевич

Печать PDF

Доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник Научно-образовательного центра славистических исследований, работает в Институте славяноведения с 1985 года (младший научный сотрудник, затем старший научный сотрудник, ведущий научный сотрудник).

Родился 22 октября 1954 года в Тирасполе. С 1954 года проживает в Москве. Окончил в 1980 году исторический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова (кафедра истории южных и западных славян), в 1985 году – аспирантуру Института славяноведения и балканистики РАН. В 1986 году защитил в Институте кандидатскую диссертацию. В 1997 году защитил на кафедре истории и теории искусства МГУ докторскую диссертацию на тему «Икона и благочестие. Очерки иконного дела в императорской России».

Историк искусства, культуролог. Автор первой фундаментальной монографии о русской иконе Нового времени, одним из первых применил антропологический подход и провел культурологический анализ русской иконы XVIII – начала ХХ века. Сочетает иконологический анализа произведений искусства с культурной антропологией и в исследованиях рамы, ее роли в восприятии визуального образа.

Основные направления научной работы: русская и балканская икона, теория восприятия, массовая визуальная культура.

Научные стажировки: Институт культуры и визуальных исследований, Университет Рочестера, США (1998). Лекции, преподавание: Окаямский университет, Отделение истории искусств, Япония (2001); Колумбийский университет, Нью-Йорк, США (2003); Университет Сиены, Высшая школа истории искусств, Италия (2010).

Сочинения

Икона и благочестие. Очерки иконного дела в императорской России. М., 1995.

Icon and Devotion. Sacred Spaces in Imperial Russia. London, 2002.

Рама и образ. Риторика обрамления в русском искусстве. М., 2007.

Framing Russian Art: From Early Icons to Malevich. London, 2011.

«Расхожая» икона в русской художественной культуре  XVIII – начала XX  века // Культура средних веков и Нового времени. М., 1987.

«Реальный мир» в народной иконе России и Балкан  XVIII – XIX веков // Материалы к VI международному конгрессу по изучению стран Юго-Восточной Европы. София, 30.VIII. 89 – 6.IX.89. Проблемы культуры. М., 1989.

Итало-греческая икона в историко-культурном пространстве // Италия и славянский мир. М., 1990.

On the 18 – 19th Century Old-Belief Icons in the Danube Principalities// Revue Roumaine d’histoire de l’art. 1990, XXVII.

Икона в русском авангарде 1910 – 1920-х годов // Искусство, 1992, N 1.

Сакрализация иконописца в русской традиции // Человек в контексте культуры. Славянский мир. М., 1995.

Старообрядческое иконопочитание и тема Антихриста // Культура и история. Славянский мир. М., 1997.

Russian Icons and the Avant-garde: Tradition and Change // The Art of Holy Russia: Icons from Moscow, 1400 – 1600, exh. cat., Royal Academy of Arts, London, 1998.

Эмблематика в иконописи барокко XVII – XVIII веков // Славяноведение. 1998, № 4.

Рамка и визуальный стереотип // Речевые и ментальные стереотипы в синхронии и диахронии. Материалы к коллективному исследованию. М., 1999.

La rinascita dell’icona popolare in Russia all’inizio del XX secolo // La Nuova Europa, 1999, N 1.

Икона и книга: о синтезе искусств в эпоху барокко // Книга в пространстве культуры. М., 2000.

Обрамляя реликвию: Афон и Николай II // Реликвии в искусстве и культуре восточнохристианского мира. М., 2000.

Святая гора и русские древности (в соавторстве с Г.Вздорновым) // Наше наследие, 2000,  N 52.

The Russian Icon and the Culture of the Modern: The Renaissance of Popular Icon Painting in the Reign of Nicholas II // Experiment. A Journal of Russian Culture. Los Angeles, 7, 2001.

Florenskij, Malevic e la semiotica dell'icona // La Nuova Europa, 2002, N 1.

Сакральные мотивы в экспозиции икон // Оппозиция сакральное/светское в славянской культуре. М., 2004.

Атрибуция как феномен культуры// Культура сквозь призму идентичности. М., 2006.

Время в русском авангарде. К вопросу о функции рамы в новом восприятии картины // Знаки времени в славянской культуре: От барокко до авангарда. М., 2009.

Die Ikonen von Palech: Kunst und Handwerk //Mythos Palech, Katalog zur Ausstellung in der Kunsthalle Recklinghausen 12.Dezembre 2010 bis 6.Februar 2011. Eikon, 2010.

Русская икона в Серебряном веке. Из истории Комитета попечительства о русской иконописи (1901 – 1918) // Искусствознание, 2010, N 3-4 .

The Icon and Russian Culture // Treasures from Moscow. The Exhibition of Russian Icons from the Collection of the Andrey Rublev Museum. October 23, 2010 – July 25, 2011. Museum of Russian icons, Massachusetts, USA. Clinton, 2010.

Икона и русский мир // Святая Русь. М., 2011.

Риторика вуали // Коды повседневности в славянской культуре: Еда и одежда. СПб., 2011.

Батальная картина и эпитафия. К вопросу о функии рамы в экспозициях В.В.Верещагина // Искусствознание, 2011, N 1-2.

 

Поиск

авторизация