Зав. Отделом – Наталия Витальевна Злыднева
Ученый секретарь – Александра Всеволодовна Семенова
Электронная почта: Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.
Комната 907
Сотрудники
Наталия Витальевна Злыднева (доктор искусствоведения, зав. Отделом)
Полина Владимировна Королькова (кандидат филологических наук, научный сотрудник)
Наталия Михайловна Куренная (доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник)
Инесса Ильинична Свирида (доктор исторических наук, главный научный сотрудник)
Александра Всеволодовна Семенова (кандидат филологических наук, научный сотрудник, ученый секретарь Отдела)
Наталия Маратовна Филатова (кандидат исторических наук, старший научный сотрудник)
Татьяна Ивановна Чепелевская (кандидат филологических наук, старший научный сотрудник)
Евгений Александрович Яблоков (доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник)
В 2013 году ушла из жизни доктор филологических наук, главный научный сотрудник Отдела Людмила Александровна Софронова (1941–2013) работавшая в Институте с 1963 года.
Основные направления исследований
– История культуры славянских народов.
– Изучение основных категорий – человек, пространство, время, – смысловых оппозиций и механизмов славянской культуры и исследование отдельных ее феноменов, отличаю¬щихся особой интенсивностью культурологических смыслов.
– Интердисциплинарное изучение фундаментальных категорий и концептов славянских народов в диахронии и синхронии.
– Общие и частные исследования взаимодействия высокой и народной культуры, проблемы идентификации славянских народов, поэтики отдельных проявлений культуры в плане региональной специфики и общеевропейского контекста в широком историческом диапазоне – от позднего средневековья и барокко до авангарда и современности.
Издания Отдела
Софронова Л. А. «Записки» Яна Хризостома Пасека: Дневник, роман, энциклопедия. М.: [ИСл РАН], 2014. 400 с., илл. см. подробнее | |
Человек-творец в художественном пространстве славянских культур. М.; СПб.: Нестор-История, 2013. 272 с. см. подробнее | |
Tarasov O. Framing Russian Art: From Early Icons to Malevich / Transl. by R. Milner-Gulland and A. Wood. With an Editorial Preface by R. Milner-Gulland. [L.]: Redaktion Books, [2011]. 448 p. см. подробнее | |
Софронова Л. А. Мифопоэтика раннего Гоголя. СПб.: Алетейя, 2010. 296 с. см. подробнее | |
Коды повседневности в славянской культуре: Еда и одежда. СПб.: Алетейя, 2011. 560 с. см. подробнее | |
Лескинен М. В. Поляки и финны в российской науке второй половины XIX в.: «другой» сквозь призму идентичности. М.: «Индрик», 2010. 368 с. см. подробнее | |
Свирида И. И. Метаморфозы в пространстве культуры. М.: «Индрик», 2009. 464 с., илл. см. подробнее | |
Категории и концепты славянской культуры. Труды Отдела истории культуры. М., 2007. 800 с. см. полный текст книги | |
Знаки времени в славянской культуре: от барокко до авангарда. М.: Институт славяноведения РАН, 2009. 384 с. см. подробнее | |
Категории жизни и смерти в славянской культуре. М., 2008. 368 с. см. полный текст книги | |
Злыднева Н. В. Изображение и слово в риторике русской культуры ХХ века. М.: Индрик, 2008. 15 а. л. Предметом этого интердисциплинарного исследования является проблема соотношения изображения и слова применительно к тексту культуры. Книга основана на материале преимущественно русского искусства и литературы XX в. Рассматривается проблема роли естественного языка в формировании зрительного художественного образа, взаимодействие литературного текста с изобразительным искусством, а также архаические стереотипы, проявляющиеся в поэтике произведений. Стратегия исследования, определяющая его новизну и научную актуальность, состоит в выявлении специфических риторических фигур эпохи, обнаруживающихся в сквозном анализе словесно-зрительного комплекса. Среди персоналий - Малевич и Платонов, Шагал и Гоголь, Хармс и Де Кирико, а также многие другие. Теоретическая проблематика книги опирается на традиции отечественной семиотики и структурного анализа текста. |
|
Софронова Л. А. Российский феатрон: московский любительский театр XVIII в. М.: «Индрик», 2007. В книге исследуется русский любительский театр XVIII в., или театр «охотников», предназначавшийся для широких слоев московской публики. Он находился на границе народного и «ученого» искусства, литературы и театра; в его пьесах происходило стяжение низкого и высокого, смехового и серьезного; ему были свойственны развитые рамочные конструкции. Этот театр входил в круг художественного примитива. С присущей этому виду искусства свободой драматурги и постановщики по-новому реализовывали категории зрелищности и театральности, выстраивая художественное пространство, выводя на сцену актера, способного к перевоплощению, ранее сдерживаемому множеством культурных запретов. Театр «охотников» характеризуется модальностью, которую он разделял со всей культурой XVIII в. |
|
Софронова Л. А. Культура сквозь призму поэтики. М.: Языки славянских культур, 2006. В этой книге сквозь призму поэтики рассматриваются многие историко-культурные проблемы: оппозиция «сакральное / свесткое», реализующаяся на разных уровнях культуры и меняющая свои очертания; миф и обряд, продолжающие свою жизнь в культуре, адаптируясь к новым контекстам, порождая новые мифологии и художественные формы, на которые проецируется, например, структура обряда; самые различные ипостаси человека и принципы его изображения, свидетельствующие о его позициях в культуре; пространство, которое он обживает или созерцает, его различные варианты, всегда неразрывно связанные с человеком; память культуры, механизмы которой разрешают не только повторы, но и многочисленные трансформации. Все это проблемы не только истории культуры, но и поэтики. Их взаимодействие показано в книге, построенной на материале славянских культур XVII-XVIII вв. – русской, польской и украинской. |
Конференции и круглые столы
26–27 октября 2010 г. Отзвуки Шопена в русской культуре
Сентябрь 2010 г. (3 дня). Концепт вещи в славянских культурах
Существенные свойства повседневной культуры славянских народов исследовались в ходе проведения круглого стола «Слухи как коммуникативный механизм» (17 октября 2009 г.), в работе которого приняли участие сотрудники Отдела и других подразделений Института. Специфика слухов, анализировавшихся на материале литературы, искусства и конфессионального сознания, проявляется, в частности, в сакрализованном содержании нарративов и их многоуровневой структуре, соответствующей организации материала в мифе.
Научная конференция «Концепт одежды в славянских культурах» (19 мая 2009 г.)
Помимо сотрудников Отдела были привлечены сотрудники других отделов Института, а также ученые других академических учреждений Москвы и ведущих московских вузов. Общее содержание конференции определялось задачей выявления идентификационных функций одежды, ее аксиологического наполнения в различные эпохи и в разных областях деятельности. Так, значимым является специфическое распределение семантики по оси телесное/духовное, при котором происходит значимое смещение акцента ко второму члену оппозиции, что определяется усилением символико-метафорической функции одежды как второго тела: в традиционной культуре на основе маркирования основных жизненных циклов, в высокой – как проявление глубинных форм мифологического мышления.
Семинар Отдела
6 и 9 апреля 2010 г. профессор Оге Ханзен-Лёве (Aage А. Hansen-Löve) выступил в Москве с докладами «Метаморфозы муз: от мифо- до метапоэтики» и «О логоцентризме - à la russe: Флоренский в контексте oноматопоэтики». 6 апреля доклад состоялся на совместном заседании Отдела истории культуры славянских народов и Отдела типологии и сравнительного языкознания.
В 2009 г. продолжил работу научно-теоретический семинар «Коды повседневности в славянских культурах»: состоялось 6 заседаний, в ходе которых были представлены и обсуждены семь докладов сотрудников Отдела, а также ученых Института языкознания РАН, Научно-исследовательского Института истории и теории искусств Российской Академии Художеств, филологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова.