You are here: Главная Об Институте Сотрудники Злыднева Наталия Витальевна
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

inslav

Злыднева Наталия Витальевна

Печать PDF

Доктор искусствоведения, зав. Отделом истории культуры славянских народов, работает в Институте славяноведения с 1981 года (младший научный сотрудник, затем научный сотрудник, старший научный сотрудник, ведущий научный сотрудник, зав. отделом).

Родилась 2 января 1952 года в Москве. В 1974 году окончила отделение истории и теории искусств исторического факультета МГУ, в 1979 году – аспирантуру в Российском Государственном Институте Искусствознания МК СССР (Москва), где в 1980 году защитила кандидатскую диссертацию «Проблема мемориала в творчестве архитектора В. Богдановича». В 1999 году защитила там же докторскую диссертацию «Балканский менталитет и изобразительное искусство».

Искусствовед, литературовед, культуролог. Сфера научных интересов: семиотика и структура текста, проблемы визуального нарратива и мифопоэтики, искусство и культура южных славян, литература и искусство ХХ века, творчество А. Платонова.

Преподавание: авторские спецкурсы и семинары для аспирантов и стажеров Московской Государственной консерватории им. П. И. Чайковского, с 2010 года.

Член Совета по мировой культуре при Президиуме РАН, член Союза художников РФ (ранее СССР) по секции критики (с 1990 года), член Ассоциации искусствоведов и критиков России (с 1996 года).

Проходила научные стажировки: в 1976–1977 годах в Югославии (Белградский университет), в 1993 году в Канаде (университет г.Торонто). Преподавала в МГУ им. М. В. Ломоносова, МГК им. П. И. Чайковского, в зарубежных университетах: США, Эстонии, Германии. С 2007 года – главный научный сотрудник Института мировой культуры МГУ (по совместительству); с 2009 года – ведущий научный сотрудник Государственного Института искусствознания МК РФ (по совместительству).

Список научных публикаций содержит более 220 позиций.

Монографии

Художественная традиция в пространстве балканской культуры. М.: Институт славяноведения и балканистики АН СССР, 1991. 180 с.

Мотивика прозы Андрея Платонова. М.: Институт славяноведения РАН, 2006. 224 с.

Изображение и слово в риторике русской культуры ХХ века. М.: "Индрик", 2008. 304 с.

Злыднева Н. В. Визуальный нарратив: опыт мифопоэтического прочтения. М.: «Индрик», 2013. 360 с., ил. См. подробнее

Избранные статьи

Природа и миф в мемориалах Богдан Богдановича // Советское славяноведение. 1979. № 6.

Судьбы народного искусства в ХХ веке и балканская художественная традиция // Вопросы социальной, политической и культурной истории Юго-Восточной Европы. М., 1984. (Балканские исследования. Вып. 9).

Судьбы меандра на Балканах: к проблеме соотношения геометрического орнамента и ритуала в контексте региональной традиции // Этногенез народов Юго-Восточной Европы. По материалам V Международного конгресса по фракологии. М., 1990.

Образ тени в балканском искусстве (мифопоэтический аспект) // Образ мира в слове и ритуале. М., 1992.

Балканское надгробие как модель времени // Время в пространстве Балкан. Свидетельства языка. М., 1994.

Метафизика орнамента и супрематизм. // Russian Literature. 1994. XXXVI-I. 1 July.

Мифологема «начала» в русском авангарде // От конструктивизма к сюрреализму. М., 1996.

Социальные реалии в творчестве позднего Малевича // История и культура. М., 1997.

«Поцелуй – это мой путь в Дамаск» (эротическая тема в творчестве К. Бранкузи) // Искусствознание. 1999. № 2.

Америка Андрея Платонова // Роман Якобсон: тексты, документы, исследования. М., 1999.

Шагал и Гоголь // Европейское искусство XIX–XX веков: исторические взаимосвязи. М., 1998.

Эль Лисицкий как автопортрет югославянского авангарда // Автопортрет славянина. М., 1999.

Риторика мусора (рассказ А.Платонова «Мусорный ветер») // Workshop Litteraria Polono-Slavica. 4. Warszawa, 1999.

Белый цвет в русской культуре ХХ века // Признаковое пространство культуры. М., 2002.

Утопленники утопии (рассказ А. Платонова «Река Потудань») // Утопия и утопическое в славянском мире. М., 2002.

Фигуры речи и изобразительное искусство // Искусствознание. 2001. № 1.

Чем и зачем болеют персонажи А. Платонова // Болезнь/здоровье в быту/культуре, литературе/искусстве // Studia Litteraria Polono-Slavica. 6: Morbus, medicamentum et sanus – Choroba, lek I zdrowie. Warszawa, 2001.

«Ветхость» А. Платонова: между концом и началом // Структура текста и семантика языковых единиц. Калининград, 2001.

«Вещь» А. Платонова в гоголевской перспективе. // Текст. Интертекст. Культура. Сборник докладов международной научной конференции (Москва, 4-7 апреля 2001 года). М., 2001.

«“Поцелуй” – это мой путь в Дамаск» // Национальный Эрос и культура. М., 2002.

Семантика двойственности у Платонова и Петрова-Водкина // Литературное произведение как литературное произведение. К 60-летию Е. Фарыно. Bydgoszcz, 2004.

Мотив «ветхости» у А. Платонова: между концом и началом // Логический анализ языка: семантика начала и конца. М., 2002.

Имя и подпись художника: к вопросу взаимодействия визуального и вербального в изобразительном искусстве. // Искусствоведение. 2003.

Югославянский примитив: стереотипы поведения // Славянское и балканское языкознание. М., 2003.

Тела-трансформы в европейской сецессии // Модерн и европейская художественная интеграция. Материалы международной конференции. М., 2004.

Инсектный код русской культуры ХХ века // Абсурд и вокруг него. М., 2004.

Телесные метафоры в романе С. Клычкова «Сахарный немец» // Вторая проза. Сборник статей. Таллинн, 2004.

Вербальное в современном изобразительном искусстве // Поэтика исканий или поиск поэтики. Материалы международной конференции-фестиваля «Поэтический язык рубежа 20-21 веков и современные литературные стратегии (16-19 мая 2003года)». М., 2004.

Пространство парадоксов: близкое и далекое у А. Платонова и А. Тышлера // Культура и пространство. Славянский мир. М., 2004.

Инверсии федоровских идей в прозе А. Платонова (на материале рассказа «Река Потудань») // Философия космизма и русская культура. Материалы международной конференции «Космизм и русская литература. К 100-летию со дня смерти Николая Федорова». Белград, 2004.

Urban fun // Place and Location. Tallinn, 2003.

Мотив «окно в Европу» А. Платонова и С. Клычкова // A szo elete. Tanulmanyok a hatvaneves Kovacs Arpad tiszteletere. К юбилею А.Ковача. Budapest, 2004.

Иван Мештрович и Австро-Венгрия: стилевая цитата как проблема культуры // Художественная культура Австро-Венгрии. 1867–1918. СПб., 2005.

Тело как социальная метафора в актуальном русском искусстве // Телесный код в славянских культурах. М., 2005.

Мотив Волны в искусстве модерна // Европейский символизм. СПб., 2006.

К проблеме изобразительных контекстов Хармса: стихотворение «На смерть Казимира Малевича» // Хармс – авангард. Белград, 2006.

Опять рассказали страшное: об одной картине Климента Редько в свете эмблематической нарратологии 20-х годов // «На меже меж голосом и эхом». Сборник статей в честь Татьяны Владимировны Цивьян. М., 2007.

К проблеме идентификации адресата: об одном стихотворении Д. Хармса // Культура сквозь призму идентичности. М., 2006.

Tower as a semiotic message // Place and Location. Tallinn. 2006.

Название versus изображение // Художественный текст как динамическая система. Материалы международной научной конференции, посвященной 80-летию В.П. Григорьева. М., 2006.

Европа на Балканах в живописи «а ла франга» // Восток и Запад в балканской картине мира. Памяти Владимира Николаевича Топорова. М., 2007.

К проблеме балканской телесности // Wiener Slawistischer Almanach. (2006). 57.

Мотив окна в Европу: Гомбрович и русская литература 1920-х годов // Сб. Польские параболы и современность. М., 2007.

Смерть как возвращение // Категории жизни и смерти в славянской культуре. М., 2008.

Русский художественный авангард и славянская мифология: мифопоэтика хтонического // Письменность, литература и фольклор славянских народов / XIV Международный съезд славистов (Охрид, 10–16 сентября 2008). Доклады российской делегации. М., 2008.

The Body as a Social Metaphor in Contemporary Russian Art // Kultura. Forschungsstelle Osteuropa. Bremen // August 2/2007. http://www.forschungsstelle-osteuropa.de/con/images/stories/pdf/kultura/kultura_2_2007_EN.pdf.

Вячеслав Иванов и Павел Филонов: к проблеме дионисийства в позднем авангарде // Павел Филонов. К 125-летию со дня рождения художника (1883–1935). Сборник статей по материалам международной конференции (Русский музей, Санкт-Петербург, 2007). СПб., 2008.

The trace of the Avant-Garde in Soviet Educational Cinema // Via Transversa: Lost Cinema of the Former Eastern Bloc. Place and Location: Studies in Environmental Aestetics VII. Tallinn, 2008.

Мотив часов в русской живописи ХХ века // Знаки времени в славянской культуре: от барокко до авангарда. М., 2009.

К семантике парных изображений на балканских надгробиях // Доклады российских ученых. Х Конгресс по изучению стран Юго-Восточной Европы (Париж 24–26 сентября 2009 г.). СПб., 2009.

Дачные игры // The Dacha Kingdom: Summer Dwellers and Dwellings in the Baltic Area. Aleksanteri Serie Helsinki, 3/2009.

«Страшное» в живописи позднего авангарда // Авангард и идеология: русские примеры. Белград, 2009.

Изобразительный контекст прозы А.Платонова // Wiener Slawistischer Almanach. Band 63, 2009.

«Svi kalendari lazu»: o jednoj mistifikaciji autorskoga datiranja u avangardi // Kalendar. Zbornik radova. Zagreb, 2010.

Визуальный нарратив: к проблеме темпоральности как имплицированной вербальности (случай позднего авангарда) // Язык как медиатор между наукой и искусством. Проблемы междисциплинарных исследований художественных текстов. М., 2009.

Изобразительный контекст прозы А. Платонова // Wiener Slawistischer Almanach. 2009. Band 63.

Hrana u sovjetskom slikarstvu 20-ih godina s aspekta tanatoloskoga koda // Hrana od gladi do prejedanja. Zbornik znanstvenih radova. Ured. Jasmina Vojvodic. Zagreb 2010.

Экфразис в Путешествии в Армению Мандельштама // Экфрасис в «Путешествии в Армению» Мандельштама: проблема референции // Исследования по лингвистике и семиотике. Сборник статей к юбилею Вяч.Вс. Иванова. М., 2010.

Гео Милев в зеркале русского авангарда // Болгария и Россия (XVIII–XX вв.): взаимопознание. М., 2010.

Числовая символика в творчестве К. Бранкузи // Скульптура ХХ века. М., 2010.

Мотив зеркала в живописи: косвенное повествование в визуальном нарративе // Материалы Круглого стола «Слухи как коммуникативный механизм».

Неумолкаемое слово акварелей Максимилиана Волошина // Наше наследие. 2010. № 95.

Руска љиковна авангарда и словенска митологиjа // Летопис Матице Српске. Нови Сад, 2010. Април. Књ. 485. Св. 4.

«Письмо из Киева» Георгия Рублева как анаграмма // Топоровские чтения. I–IV. Избранное. М., 2010.

Мифопоэтика «страшного» в живописи: случай Филонова // Современная семиотика и гуманитарные науки. М., 2010.

Стихотворение Н.Заболоцкого «Рыбная лавка» и его изобразительные контекты // Концепты повседневности в славянской культуре: еда и одежда. СПб., 2011.

Одежда и время: мотив ветхой одежды как палиндром // Концепты повседневности в славянских культурах: еда и одежда.СПб., 2011.

Куда бежит крестьянин // Текст славянской культуры. Сборник к юбилею Л.А. Софроновой. М., 2011.

Антропофлоризм в балканской изобразительной мифопоэтике // Балканские чтения -10. М., 2011.

«Художник» Малевича: стихотворение versus картина // Художник и его текст. Сборник научных статей. М., 2011.

Экфразис Мандельштама и Платонова // Экфрасис в русской литературе. М., НЛО, 2013. 469–483.

Мерцающая Италия в русской живописи ХХ века // Диалог культур. «Итальянский текст» в русской литературе и «русский текст» в итальянской литературе. М., Ин-т русского языка РАН, 1913. С. 254–263. 0,5 а.л.

К проблеме модальности изображения: фотография Бориса Михайлова // Языковые параметры современной цивилизации. Сборник трудов первой научной конференции памяти академика РАН Ю.С. Степанова / В. В. Фещенко и др. М.: Институт языкознания РАН; , Калуга: ИП Шилин («Эйдос»), 2013. ISBN 978-5-905697-78-4. С.  332-338.

Контексты зеленого в поэзии Д.Максимович и балканская модель мира // Троица. К мотиву зеленого в балканском спектре. Материалы круглого стола. 17 апреля 2013. М., 2013. С. 131–143.

Автопортрет как информационный парадокс // Человек-творец в художественном пространстве славянских культур. Нестор-История, М.-СПб., 2013. С. 227-241.

Научное редактирование

Проблемы культуры. Материалы к VI международному конгрессу по изучению стран Юго-Восточной Европы. Совместно с Т. В. Цивьян, Н. П. Гринцером и В. Н. Топоровым. М., 1989.

Балканские чтения. Структура текста. Совместно с Т. В. Цивьян, Н. П. Гринцером и В. Н. Топоровым. М., 1990.

Ноосфера и художественное творчество. Совместно с Т. В. Цивьян, Вяч. Вс. Ивановым и В. Н. Топоровым. М., 1992.

Образ мира в слове и ритуале. Совместно с Т. В. Цивьян и В. Н. Топоровым. М., 1992.

Ю. М. Лотман. Культура и взрыв. Совместно с Н. П. Гринцером. М.: Гнозис-Прогресс, 1992.

История культуры и поэтика. Совместно с Л. А. Софроновой и Н. М. Куренной. М.: Наука, 1994.

Телесный код в славянских культурах. М., 2005.

А. Флакер. Живописная литература и литературная живопись. М.: Индрик, 2008. Научное редактирование и составление. Перевод 3-х статей.

 

Поиск

авторизация