Кандидат филологических наук, заместитель директора по научно-организационной работе – ученый секретарь Института славяноведения, сотрудник Отдела этнолингвистики и фольклора, руководитель Научно-образовательного центра славистических исследований, работает в Институте славяноведения с 1995 года (младший научный сотрудник, затем научный сотрудник, старший научный сотрудник, ученый секретарь Института, заместитель директора по научно-организационной работе – ученый секретарь Института).

Родилась 11 апреля 1968 года в Москве. В 1991 году окончила отделения славянской филологии филологического факультета МГУ и болгарской филологии факультета славянских филологий Софийского университета, на которых обучалась параллельно, затем – аспирантуру Института славяноведения, получая научную стипендию им. Е. Р. Дашковой. В 2001 году защитила в Институте славяноведения кандидатскую диссертацию «Терминология болгарского свадебного обряда в этнолингвистическом освещении».
Языковед-славист, специалист по болгарскому языкознанию.
Разрабатывает проблемы этнолингвистики, славянской диалектологии, лексикологии, лингвогеографии, занимается изучением символического языка традиционной культуры, обрядовой терминологии, семейных обрядов, проводит карпато-балканские и гендерные исследования, изучает культуру старообрядцев Болгарии и Украины.
С 1998 года Е. С. Узенёва ведет полевые исследования народной культуры в различных районах Болгарии, Сербии, Македонии, Украины, Словакии, она – руководитель и участник нескольких совместных российско-болгарских исследований, член авторского коллектива этнолингвистического словаря «Славянские древности» (М., 1999–2012. Т. 2–5), ответственный редактор серийного издания Института славяноведения РАН, ежегодника «Славянский мир в третьем тысячелетии» (2006–2013), член комиссии по изучению старообрядчества при Международном комитете славистов. Е. С. Узенёва – член редколлегии (2005–2009) журнала «Гласник Етнографског института САНУ» (Белград), с 2009 года – научных журналов «Etnologica Slovaka» (Словакия), «Studia Slavica Opole-Ostrava» (Чехия-Польша), с 2013 года – журнала «Българска реч» (София, Болгария).
С 2004 года преподает на Факультете филологии Государственной академии славянской культуры (ГАСК) как доцент, с 2006 г. – профессор, с 2013 г. – зав. кафедры славянских языков и культур.
Полный список трудов Е. С. Узенёвой
Избранные труды
Болгарская свадьба: этнолингвистическое исследование. М., 2010.
Piec i ognisko w słowiańskich obrzędach weselnych // Dom w języku i kulturze: Materiały z konferencji. Szczecin, 1997.
«Бъчва без дъно…»: (к символике девственности в болгарском свадебном обряде) // Кодови словенских култура. Београд, 1999. Бр. 4.
Магия строительства в славянской традиции // Живая старина. 2000. № 2.
Имя собственное у болгар: гендерный аспект // Доклады Второй международной конференции «Гендер: язык, культура, коммуникация», Москва, 22–23 ноября 2001 г. М., 2002.
«Мужское» и «женское» в языке и ритуале (по материалам свадебной обрядности балканских славян) // Wiener slawistischer Almanach. Wien, 2002. Sonderband 55. Gender-Forschung in der Slawistik: Beiträge der Konferenz Gender–Sprache–Kommunikation–Kultur, 28. April bis 1. Mai 2001.
Терминология народной культуры села Гега в контексте смежных балканских говоров // Материалы Международной научной конференции «Актуальные вопросы балканского языкознания», Санкт-Петербург, 29–30 мая 2001 г. СПб., 2003.
Репрезентация на джендърна идентичност в българските пословици // Проблеми на българския фолклор. Т. 10. Фолклор–Идентичност–Съвременност. София, 2005.
Соотношение хрононима и легенды (праздник св. Трифона в ареальной перспективе) // Славянский и балканский фольклор. Семантика и прагматика текста. М., 2006.
Лексика народной культуры трех сел Северной Болгарии // Исследования по славянской диалектологии. Вып. 12. Ареальные аспекты изучения славянской лексики. М., 2006.
Современное состояние говора и традиционной культуры с. Бело Блато, Банат // Българските острови на Балканите. София, 2007.
Ареальное членение болгарского и македонского языков по данным свадебной терминологии // XIV Международный съезд славистов. Доклады российской делегации. М., 2008.
Этнолингвистические материалы с юго-западной Украины (с. Устерики, Верховинский район, Ивано-Франковская область) // Карпато-балканский диалектный ландшафт: язык и культура. Памяти г.П. Клепиковой. М., 2008.
Обряды семейного цикла староверов Болгарии // Русские старообрядцы. Язык, культура, история. Сборник статей к XIV Международному съезду славистов. М., 2008.
Свадебная обрядность старообрядцев Юго-Восточной Европы: архаика и заимствования // Доклады российских ученых. X Конгресс по изучению стран Юго-Восточной Европы (Париж, 24-26 сентября 2009 г.). СПб., 2009.
Этнолингвистические аспекты традиционной культуры Центральной и Юго-Восточной Европы: карпато-балканские параллели // Association Internationale D’ Etudes Du Sud-Est Europeen. Revue. 35-39. 2005-2009. Bucureşti, 2009.
Терминология родства в словаре болгарской свадьбы // Категория родства в языке и культуре. М., 2009.
Региональные особенности традиционной культуры Закарпатья: свадебный обряд // Славянский мир в третьем тысячелетии 2010. Славянские народы: векторы взаимодействия в Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европе. М., 2010.
Библиография
Славянская этнолингвистика: Библиография: Изд. 3-е, испр. и доп. М., 2008.
Славянская этнолингвистика. Библиография. Издание 4-е, исправленное и дополненное. М., 2013. С. 209–220. см. подробнее
Доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Отдела этнолингвистики и фольклора, работает в Институте славяноведения с 1984 года (младший научный сотрудник, затем научный сотрудник, старший научный сотрудник, ведущий научный сотрудник).

Автобиография
Я родилась 22 января 1958 г. в Москве, в роддоме Грауэрмана, поблизости от которого, на Малой Бронной, прошло детство. Моя мама, Тамара Петровна Агапкина, филолог, полонист, всю жизнь проработала в Институте славяноведения, в секторе славянских литератур.
С 1975 по 1980 г. я училась на филологическом факультете Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, а в 1981–1983 гг. – в очной аспирантуре при кафедре фольклора МГУ, где в 1985 г. и защитила кандидатскую диссертацию по специальности «фольклористика». С января 1984 г. я работаю в Отделе этнолингвистики и фольклора Института славяноведения РАН; в 2004 г. получила степень доктора филологических наук (также по специальности «фольклористика»).
К настоящему времени я опубликовала около 425 работ в России, Украине, Белоруссии, Болгарии, Сербии, Словении, Франции и Америке. Более половины работ – это статьи, написанные для коллективного этнолингвистического словаря «Славянские древности» (М., 1995–2009, т. 1–4; т. 5 – в печати), а также энциклопедического словаря «Славянская мифология» (М., 1995; 2002; 2010; Београд, 2001).
Наиболее важными работами считаю четыре свои книги. Первая – «Этнографические связи календарных песен. Встреча весны в обрядах и фольклоре восточных славян» – появилась через 15 лет после защиты кандидатской диссертации, однако развивает темы и идеи еще аспирантского периода, хотя, надеюсь, и на несколько ином уровне. Вторая книга – «Мифопоэтические основы славянского народного календаря. Весенне-летний цикл» – стала итогом многолетних занятий славянским народным календарем и одновременно – моей докторской диссертацией. И, наконец, третья книга – «Восточнославянские лечебные заговоры в сравнительном освещении: Сюжетика и образ мира» – в известном смысле знаменует возвращение к собственно фольклористической работе, интерес к истории сюжетов и их сопоставительному исследованию. Кроме того, в соавторстве с коллегами я подготовила и опубликовала сборник архивных материалов, с приложением научных комментариев, сопроводительных статей и указателей (Полесские заговоры (в записях 1970–1990-х гг.) / Сост., подготовка текстов и примеч. Т. А. Агапкиной, Е. Е. Левкиевской, А. Л. Топоркова).
В настоящее время я продолжаю активно заниматься заговорной традицией. В частности, совместно с А. Л. Топорковым мы подготовили аннотированный библиографический указатель восточнославянских заговоров, который надеемся вскоре издать. В планах на ближайшие годы – работа над указателем сюжетов восточнославянских заговоров. Кроме того, многие мои исследования посвящены славянским представлениям о природе, в частности – мифологии, фольклору и обрядам, связанным с деревьями. Я надеюсь продолжить эту работу и написать книгу о деревьях в славянской народной традиции.
Помимо научной, я занимаюсь также и издательской деятельностью, а с 2000 г. выполняю обязанности главного редактора издательства «Индрик». Издательство специализируется на выпуске научной литературы гуманитарного профиля (филологической, исторической и искусствоведческой по преимуществу). В частности, я являюсь одним из организаторов серии «Традиционная духовная культура славян», в рамках которой к настоящему времени опубликовано около 40 книг; среди них – и мои собственные.
Избранные труды
Этнографические связи календарных песен: встреча весны в обрядах и фольклоре восточных славян. М., 2000.
Мифопоэтические основы славянского народного календаря: весенне-летний цикл. М., 2002.
Восточнославянские лечебные заговоры в сравнительном освещении: Сюжетика и образ мира. М., 2010.
Воробьиная (рябиновая) ночь в языках и поверьях восточных славян // СБФ. М., 1989. [Вып. 6]. Реконструкция древней славянской духовной культуры: Источники и методы (соавтор).
Южнославянские поверья и обряды, связанные с плодовыми деревьями, в общеславянской перспективе // СБФ. М., 1994. [Вып.7]. Верования. Текст. Ритуал.
Очерки весенней обрядности Полесья // СБФ. М., 1995. [Вып. 8]. Этнолингвистическое изучение Полесья.
Символика деревьев в традиционной культуре славян: осина (опыт системного описания) // Кодови словенских култура. Београд, 1996. Бр. 1.
Славянские верования и обряды, касающиеся менструации // Секс и эротика в русской традиционной культуре. М., 1996 (есть перевод на французский язык).
Великопостная обрядность в традиционном календаре славянских народов // Исследования по славянскому фольклору и традиционной народной культуре. Berkeley, 1997. Вып. 1.
Les balançoires Slaves: du rite au jeu et au divertissement urbain // Cariers Slaves: Civilisation Russe. Paris, 1997. № 1.
Фольклорный текст в этнографическом контексте: словесные поединки, их формы и функции в славянском мире // Славянские литературы. Культура и фольклор славянских народов: Доклады российской делегации / XII Mеждународный съезд славистов (Краков, 1998). М., 1998.
Вещь, образ, символ: колокола и колокольный звон в традиционной культуре славян // Мир звучащий и молчащий: семиотика звука и речи в традиционной культуре славян. М., 1999.
Звуковой образ времени и ритуала (на материале славянской весенней обрядности) // Там же.
Что происходит в чудесную ночь? // Концепт чуда в славянской и еврейской культурной традиции. М., 2001.
Сюжетика восточнославянских заговоров в сопоставительном аспекте // Литература, культура и фольклор славянских народов: Материалы конференции (Москва, июнь 2002): К XIII Международному съезду славистов. М., 2002.
Эпитет в белорусских лечебных заговорах: функции и семантика // Признаковое пространство культуры. М., 2002.
Баяния срещу безсъние и плач при децата (източно-южнославянски паралели) // Етнографски проблеми на народната култура. София, 2005. Т. 7.
Символика деревьев в традиционной культуре славян: рябина // Български фолклор. 2006. София, № 3/4.
Сюжетика восточнославянских заговоров (заговоры от золотника и болезней живота) // Studia mythologica slavica. Ljubljana, 2006. Knj. 9.
Указатели заговоров: проблемы и перспективы // Традиционная культура: 2007. № 2 (соавтор).
Символика освоенного пространства: угол // Время и пространство в языке и культуре. М., 2011.
Символика и обрядовые функции танца и хоровода в традиционной культуре славян // Славяноведение. 2011. № 2.
Публикации
Зеленин Д. К. Избранные труды: Статьи по духовной культуре, 1901–1913. М., 1994 (один из составителей и комментаторов).
Полесские заговоры (в записях 1970–1990-х гг.). М., 2003 (один из составителей и комментаторов).
Литература
Российские фольклористы: Справочник. М., 1994.
Библиография
Славянская этнолингвистика: Библиография. Изд. 3-е, испр. и доп. М., 2008.
Доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Отдела этнолингвистики и фольклора, ученый секретарь Отдела этнолингвистики и фольклора, работает в Институте славяноведения с 1994 года (младший научный сотрудник, затем старший научный сотрудник, ведущий научный сотрудник).
Электронный адрес:
Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.

Родилась 8 мая 1960 года в Москве. Окончила филологический факультет МГУ в 1983 году. В 1996 году защитила в Институте славяноведения кандидатскую диссертацию «Названия и символика животных в памятниках восточно- и южнославянской книжности XII–XVII вв.» (научный руководитель акад. Н. И. Толстой), в 2006 году – докторскую диссертацию «Этнические стереотипы по данным языка и народной культуры славян: (этнолингвистическое исследование)».
Этнолингвист и текстолог, исследователь памятников средневековой славянской книжности, славянского фольклора и этнокультурных контактов. Исследует бестиарии, травники, лечебники, азбуковники и другие письменные памятники, изучает этнокультурные стереотипы в картине мира славянских народов. Результатом исследования формирования и бытования «народной Библии» в славянских традициях стала публикация составленного и прокомментированного ею сборника текстов.
Сфера научных интересов: этнолингвистика, славянский фольклор, традиционная духовная культура, этнокультурные стереотипы, «народная Библия», фольклор культурного пограничья.
Проводила полевые исследования в регионах этнокультурных контактов: Полесье – 1979–2000, Подолия (2001–2004, Винницкая, Хмельницкая обл. Украины), Буковина (2004–2011, Черновицкая обл. Украины), Галиция (2009–2010, Ивано-Франковская обл. Украины); Понеманье (2003–2004, 2011, Гродненская обл. Белоруссии), Молдавия, Бессарабия (2010–2012), Литва (2013, Биржайский р-н), Брянская обл. (2008–2012), Смоленская обл. (2005–2013).
Член Комиссии по этнолингвистике при международном Комитете славистов, участник Международных съездов славистов (1998, 2003, 2008, 2013).
Автор более 400 публикаций по проблемам традиционной и книжной культуры славянских народов, этнокультурных контактов в Восточной Европе, фольклора. Cм. библиографию.
Книги
Белова О. В. Славянский бестиарий: Словарь названий и символики. М.: Издательство «Индрик», 2001. см. подробнее |
 |
"Народная Библия": Восточнославянские этиологические легенды. М.: "Индрик", 2004. 576 с., 32 с. илл. см. подробнее |
 |
Белова О. В. Этнокультурные стереотипы в славянской народной традиции. М.: Издательство "Индрик", 2005. см. подробнее |
В. Бабенко, В. Алексеев, О. Белова. Животные. Растения: Мифы и легенды. М., 2007. |
Белова О. В., Петрухин В. Я. «Еврейский миф» в славянской культуре. М.; Иерусалим: «Гешарим – Мосты культуры», 2008. 576 с. |
Белова О. В., Петрухин В. Я. Фольклор и книжность: Миф и исторические реалии. М.: Наука, 2008. 280 с. см. подробнее |
 |
У истоков мира: Русские этиологические сказки и легенды. М.: ИСл РАН; Форум; Неолит, 2014. 528 с. см. подробнее |
Избранные статьи
К вопросу об изучении славянского «Физиолога» // Славяноведение. 1995. № 2.
Этноконфессиональные стереотипы в славянских народных представлениях // Там же. 1997. № 1.
Отражение этноконфессиональных отношений в славянском фольклоре // Jews and Slavs. Jerusalem; Ljubljana, 1999. Vol. 6.
Библейские сюжеты в восточнославянских народных легендах // Восточнославянский этнолингвистический сборник: Исследования и материалы. М., 2001.
Чудо и вера: народные легенды о религиозных праздниках, обрядах и обращении иноверцев // Концепт чуда в славянской и еврейской культурной традиции. М., 2001.
Демонололические сюжеты в кросскультурном пространстве // Между двумя мирами: представления о демоническом и потустороннем в еврейской и славянской культурной традиции. М., 2002 (соавтор).
«Другие» и «чужие»: представления об этнических соседях в славянской народной культуре // Признаковое пространство культуры. М., 2002.
Межкультурный диалог в свете этнолингвистики: материалы из регионов Восточной Славии // Славяноведение. 2002. № 6.
Паломничество в фольклорной традиции восточных славян // Jews and Slavs. Jerusalem, 2002. Vol. 10.
Кто есть кто? Происхождение и судьба народов в свете «фольклорной этнологии» // Россия ХХI. 2003. № 4.
«Народная Библия»: к проблеме взаимодействия устной и книжно-письменной традиции // Литература, культура и фольклор славянских народов: Доклады российской делегации / XIII Международный съезд славистов, Любляна, август 2003 г. М., 2002.
«Со своим уставом в чужой монастырь»: «наступательная» модель в этноконфессиональном диалоге // Праздник – обряд – ритуал в славянской и еврейской культурной традиции. М., 2004.
Названия сел Полесья и топонимические нарративы // Вопросы ономастики. 2005. № 2.
«Наши хаты стуляны булы з жыдамы…»: евреи, славяне и война в восточнославянских фольклорных нарративах // Архив еврейской истории. М., 2005. Т. 2.
Славяне и евреи: практика и мифология соседства (по материалам полевых исследований в регионах этнокультурных контактов) // Диаспоры. 2005. № 1 (соавтор).
«Исторический» портрет на фоне фольклорного пейзажа // Россия ХХI. 2006. № 6 (соавтор).
История в свете «фольклорной» мифологии: от язычества к христианству // Там же. 2006. № 1 (соавтор).
Религиозные практики евреев глазами славян // Религиозные практики в современной России. М., 2006.
Славянские «библейские» легенды: вербальный текст в контексте обряда // Славянский и балканский фольклор. М., 2006. Вып. 10. Семантика и прагматика текста.
Славянские библейские легенды: от книжного источника к фольклорному нарративу // Первый всероссийский конгресс фольклористов: Сборник докладов. М., 2006. Т. 2.
Библейские легенды в фольклоре славянских и финно-угорских народов // Славянский альманах 2006. М., 2007.
«Рукописание Адама» в книжной и устной традиции славян. К вопросу о трансформации мотивов // Славянский альманах 2008. М., 2009.
Интеграционные аспекты еврейско-славянского межкультурного диалога // Этнографическое обозрение. М., 2009. № 6.
О «нечестивых народах»: эсхатологический и иконографический мотив // Проблеми на изкуството. София, 2010. № 1 (соавтор).
|
Доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник Научно-образовательного центра славистических исследований, работает в Институте славяноведения с 1985 года (младший научный сотрудник, затем старший научный сотрудник, ведущий научный сотрудник).
Родился 22 октября 1954 года в Тирасполе. С 1954 года проживает в Москве. Окончил в 1980 году исторический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова (кафедра истории южных и западных славян), в 1985 году – аспирантуру Института славяноведения и балканистики РАН. В 1986 году защитил в Институте кандидатскую диссертацию. В 1997 году защитил на кафедре истории и теории искусства МГУ докторскую диссертацию на тему «Икона и благочестие. Очерки иконного дела в императорской России».
Историк искусства, культуролог. Автор первой фундаментальной монографии о русской иконе Нового времени, одним из первых применил антропологический подход и провел культурологический анализ русской иконы XVIII – начала ХХ века. Сочетает иконологический анализа произведений искусства с культурной антропологией и в исследованиях рамы, ее роли в восприятии визуального образа.
Основные направления научной работы: русская и балканская икона, теория восприятия, массовая визуальная культура.
Научные стажировки: Институт культуры и визуальных исследований, Университет Рочестера, США (1998). Лекции, преподавание: Окаямский университет, Отделение истории искусств, Япония (2001); Колумбийский университет, Нью-Йорк, США (2003); Университет Сиены, Высшая школа истории искусств, Италия (2010).
Сочинения
Икона и благочестие. Очерки иконного дела в императорской России. М., 1995.
Icon and Devotion. Sacred Spaces in Imperial Russia. London, 2002.
Рама и образ. Риторика обрамления в русском искусстве. М., 2007.
Framing Russian Art: From Early Icons to Malevich. London, 2011.
«Расхожая» икона в русской художественной культуре XVIII – начала XX века // Культура средних веков и Нового времени. М., 1987.
«Реальный мир» в народной иконе России и Балкан XVIII – XIX веков // Материалы к VI международному конгрессу по изучению стран Юго-Восточной Европы. София, 30.VIII. 89 – 6.IX.89. Проблемы культуры. М., 1989.
Итало-греческая икона в историко-культурном пространстве // Италия и славянский мир. М., 1990.
On the 18 – 19th Century Old-Belief Icons in the Danube Principalities// Revue Roumaine d’histoire de l’art. 1990, XXVII.
Икона в русском авангарде 1910 – 1920-х годов // Искусство, 1992, N 1.
Сакрализация иконописца в русской традиции // Человек в контексте культуры. Славянский мир. М., 1995.
Старообрядческое иконопочитание и тема Антихриста // Культура и история. Славянский мир. М., 1997.
Russian Icons and the Avant-garde: Tradition and Change // The Art of Holy Russia: Icons from Moscow, 1400 – 1600, exh. cat., Royal Academy of Arts, London, 1998.
Эмблематика в иконописи барокко XVII – XVIII веков // Славяноведение. 1998, № 4.
Рамка и визуальный стереотип // Речевые и ментальные стереотипы в синхронии и диахронии. Материалы к коллективному исследованию. М., 1999.
La rinascita dell’icona popolare in Russia all’inizio del XX secolo // La Nuova Europa, 1999, N 1.
Икона и книга: о синтезе искусств в эпоху барокко // Книга в пространстве культуры. М., 2000.
Обрамляя реликвию: Афон и Николай II // Реликвии в искусстве и культуре восточнохристианского мира. М., 2000.
Святая гора и русские древности (в соавторстве с Г.Вздорновым) // Наше наследие, 2000, N 52.
The Russian Icon and the Culture of the Modern: The Renaissance of Popular Icon Painting in the Reign of Nicholas II // Experiment. A Journal of Russian Culture. Los Angeles, 7, 2001.
Florenskij, Malevic e la semiotica dell'icona // La Nuova Europa, 2002, N 1.
Сакральные мотивы в экспозиции икон // Оппозиция сакральное/светское в славянской культуре. М., 2004.
Атрибуция как феномен культуры// Культура сквозь призму идентичности. М., 2006.
Время в русском авангарде. К вопросу о функции рамы в новом восприятии картины // Знаки времени в славянской культуре: От барокко до авангарда. М., 2009.
Die Ikonen von Palech: Kunst und Handwerk //Mythos Palech, Katalog zur Ausstellung in der Kunsthalle Recklinghausen 12.Dezembre 2010 bis 6.Februar 2011. Eikon, 2010.
Русская икона в Серебряном веке. Из истории Комитета попечительства о русской иконописи (1901 – 1918) // Искусствознание, 2010, N 3-4 .
The Icon and Russian Culture // Treasures from Moscow. The Exhibition of Russian Icons from the Collection of the Andrey Rublev Museum. October 23, 2010 – July 25, 2011. Museum of Russian icons, Massachusetts, USA. Clinton, 2010.
Икона и русский мир // Святая Русь. М., 2011.
Риторика вуали // Коды повседневности в славянской культуре: Еда и одежда. СПб., 2011.
Батальная картина и эпитафия. К вопросу о функии рамы в экспозициях В.В.Верещагина // Искусствознание, 2011, N 1-2.
Доктор исторических наук, главный научный сотрудник Отдела истории культуры славянских народов, работает в Институте славяноведения с 1963 года (младший научный сотрудник, затем старший научный сотрудник, ведущий научный сотрудник, главный научный сотрудник).
Родилась 25 июня 1937 года в Москве. В 1960 году окончила отделение искусствоведения исторического факультета МГУ и затем аспирантуру Института славяноведения, в 1966 году защитила в Институте славяноведения диссертацию на степень кандидата искусствоведения «Изобразительное искуство Народной Польши в первое послевоенное десятилетие», в 1985 году там же – диссертацию на степень доктора исторических наук «Польская художественная жизнь в национальном историко-культурном процессе (вторая половина XVIII – первая треть XIX в.)».
Историк культуры, искусствовед, полонист. Основные направления научных исследований – теоретические аспекты культурного процесса, эпоха Просвещения, польская культура и искусство, русско-польские художественные связи и их общеевропейский контекст, садовое искусство как историко-культурная проблема. Автор нескольких монографий, инициатор проектов, ответственный редактор коллективных трудов: «Концепции национальной художественной культуры народов Центральной и Юго-Восточной Европы» (М., 1985), «О Просвещении и романтизме. Советские и польские исследования» (М., 1989), «Культура народов Центральной и Юго-Восточной Европы XVIII – XIX вв.: типология и взаимодействия» (М., 1990), «Человек в контексте культуры: Славянский мир» (М., 1995), «Натура и культура: Славянский мир». (М., 1997), «Культура и пространство: Славянский мир» (М., 2004), «Ландшафты культуры: Славянский мир» (М., 2007).
Награды: Почетная грамота к 250-летию Российской академии наук (1974), Благодарность в связи с 275-летием Российской академии наук за многолетнюю и плодотворную работу (1990); Медаль Кароля Шимановского (1982), Крест кавалерский Ордена заслуги Польской Речи Посполитой (2003). Член Союза художников России (с 1978 года).
Монографии
Изобразительное искусство Народной Польши: Плакат. Книжная графика. М., 1976.
Польская художественная жизнь конца XVIII – первой трети XIX века. М., 1978.
Сады Века философов в Польше. М., 1994.
Между Петербургом, Варшавой и Вильно: художник в культурном пространстве, XVIII – середина XIX в.: Очерки. М., 1999.
Метаморфозы в пространстве культуры. М., 2009.
Статьи
Malarze polscy w okresie od Oświecenia do Romantyzmu // Inteligencja polska XIX i XX wieku: Studia. W., 1981. T. 2.
Художественная культура ЦЮВЕ эпохи формирования наций как историко-культурная проблема // ССл. 1983. № 1.
Polsko-rosyjskie związki artystyczne w końcu XVIII i pierwszym trzydziestileciu XIX w. // Kultura polska XVIII i XIX w. i jej związki z kulturą Rosji Wrocław [i i.], 1984.
Две тенденции в европейской культуре Нового времени и славянские народы // Славянские культуры и мировой культурный процесс. Минск, 1985.
От Просвещения к романтизму // Концепции национальной художественной культуры народов Центральной и Юго-Восточной Европы XVIII–XIX веков. М., 1985.
Le jardin naturel et la franc-maconnerie // Actes du Septieme congres international des Lumieres. Budapest, 1987, Oxford 1989.
Польский день в жизни Пушкина // Славяноведение. 1996. № 5.
Polacy w życiu artystycznymt Petersburga 1. poł. XIX w // Między Polską a światem. Od średniowiecza po l. II wojny światowej, Warszawa, 1993.
Zycie artysty w Wilnie w polowie XIX w. w swietle listow Kanutego Rusieckiego // Rusifikacja i problemy polskiej kultury. Warszawa, 1994.
Театральность как синтезирующая форма культуры эпохи Просвещения // XVIII век: ассамблея искусств. М., 2000.
Человек / не-человек в искусстве: (о границах бытия) // Миф в культуре: человек – не-человек. М., 2000.
Польский художник глазами русских / Polacy w oczach rosjan – Rosjanie w oczach Polaków. Warszawa 2000. Wersal w kulturze rosyjskiej // Biuletyn historii sztuki. Warsawa, 2001. № 1/4.
Варшава глазами русских: конец XVII – начало ХХ в. // Россия–Польша: образы и стереотипы в литературе и культуре. М., 2002.
Гедонистический образ Варшавы // Studia Polonica. М., 2002.
XIX a. vidurio meninis gyvenimas Vilniuje // Dailė. 2003.
Европейское культурное пространство: российская граница в восприятии современников, XVI–XVIII вв. // Миф Европы в литературе и культуре Польши и России. М., 2004.
Культура и пространство: аспекты изучения // Культура и пространство: славянский мир. М., 2004.
Между sacrum и profanum: топос сада // Оппозиция сакральное / светское в славянской культуре. М., 2004.
Универсализм эпохи Просвещения, масонство и Верки Вавжинца Гуцевича // Acta Akademiae artium Vilnensis. Vilnius, 2004. [Vol.] 32.
Русско-польские художественные отношения в европейском контексте XVIII – начала XIX вв. // Пинакотека. 2005. № 20/21.
К семантике пространства у Гомбровича // Витольд Гомбрович М., 2005.
Чужое имя в искусстве и три «Версаля» // Культура сквозь призму идентичности. М., 2006.
Естественный ландшафт и сад в русском сознании: от игумена Даниила до Карамзина // Ландшафты культуры: славянский мир. М., 2007.
Ландшафт в культуре как понятие, образ и метафора // Там же.
Версаль в русской культуре: между реальностью и мифом // Ежегодник Россия-Франция М., 2006. Вып. 7.
Садовые путешествия и сочинения принца Шарля-Жозефа де Линя // Плантомания: русский вариант. СПб., 2007.
Экстравертность польской культуры эпохи Просвещения // Польская культура в зеркале эпох. М., 2007.
Пространство романтика // Мицкевич и польский романтизм в русской культуре. М., 2007.
Аркадия пелопонесская и Аркадия Радзивилловская // Категории жизни и смерти в славянской культуре. М., 2008.
Поляки в Петербурге и о Петербурге XVIII в // Русская культура в польском сознании. М., 2009.
Время сада // Знаки времени в славянской культуре: от барокко до авангарда. М., 2009.
Traditions of Russian usad’ba in foreign accounts of early St. Petersburg // The Baroque Villa, Suburban and Country Residences, c. 1600–1800. Warszawa, 2009.
Функции еды в иностранных описаниях России» // Коды повседневности в славянской культуре: еда и одежда. СПб., 2009.
Российский ландшафт в иностранных текстах: от Герберштейна до Кюстина // Россия: воображение пространства / пространство воображения. М., 2009.
Поляки в Петербурге и о Петербурге XVIII века // Русская культура в польском сознании. М., 2009.
Одежда как знак эпохи Просвещения // Повседневные практики и их отражение в аксиологической системе славянских текстов. М., 2011.
Джозеф Саундерс как историк искусства и в истории искусства // Meno istorija ir Kritika (Art History and Criticism). Kaunas, 2011.
Joseph Saunders: making biography (historiography and sources) // The History of Art History in Central, Eastern and South-Eastern Europe. Toruń, 2011.
Joseph Saunders: making biography (historiography and sources) // The History of Art History in Central, Eastern and Southern-Eastern Europe. Toruń, 2012. Vol. 1.
Художник и искусство на русско-польском культурном пограничье. XVI–XVIII вв. // Сборник материалов XVIII-ой Царскосельской научной конференции «Россия – Польша. Два аспекта европейской культуры». СПб., 2012.
Изменчивый имидж вещи // Концепт вещи в славянских культурах. М., 2012.
И. Ф. Бэлза как историк культуры и исследователь Шопена // Отзвуки Шопена в русской культуре. М., 2012.
Художник Валентий Ванькович в контексте европейской и русской культуры // Белорусский родовод: Ваньковичи. Минск, 2012.
Многоязычный Вильно и иностранные художники // Amicus Poloniae. Памяти Виктора Хорева. М., 2013.
The interior as an object of identification in foreign descriptions of Russia XVI-XVIII centuries. Extract // Secular Interiors: Idea, Décor, Design. Extract. Vilnius, 2013.
Художественные путешествия между Петербургом, Варшавой и Вильно // Второе совещание славистов. М., 2013.
Креативность и игровое начало культуры Просвещения // ˝Homo creans˝ в художественном пространстве славянских литератур. Специфика культурных парадигм и когнитивных кодов. М., 2013.
Русско-польские художественные отношения или Польша как художественный посредник XI-XIX вв. // Polska-Rosja. Sztuka a Historia. Торунь, 2014.
Труды под редакцией
Культура и история. Славянский мир. М., 1997 (совместно с Л. А. Софроновой).
Литература
Polonistyka radziecka. К юбилею Иннесы Ильиничны Свириды // Славяноведение. 2007. № 5.
Доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Отдела истории культуры славянских народов, работает в Институте славяноведения с 1980 года (младший научный сотрудник, затем научный сотрудник, старший научный сотрудник, зам. директора, ведущий научный сотрудник).
Родилась 6 ноября 1947 года. В 1973 году окончила факультет журналистики МГУ, в 1974 году – филологический факультет Будапештского университета им. Э. Лоранда. В 1979 году окончила аспирантуру Института славяноведения, в 1988 году защитила там же кандидатскую диссертацию «Творческий путь Йожефа Дарваша», в 2004 году – докторскую диссертацию «Социалистический реализм как историко-культурный феномен. Из опыта восточноевропейских литератур».
Литературовед, культуролог. Основные направления научных исследований – история венгерской культуры и литературы ХIХ–ХХ в., венгерско-русские культурные связи, теоретические и типологические проблемы соцреализма.
Сочинения
Йожеф Дарваш: судьба и творчество. М., 1991.
Социалистический реализм. Историко-культурный аспект (Из опыта восточноевропейских литератур. 1930–1970-е годы). М., 2004.
Историческое время в романном пространстве // Культура и история. Славянский мир. М., 1997.
Человек реальный и идеальный // Славяноведение. 1998. № 1.
Природа-человек-культура в творчестве Л. Леонова // Натура и культура. М., 1996.
Взгляд русского на русских. Публицистика свящ. Г. Петрова // Автопортрет славянина. М., 1999.
Советский человек – сверхчеловек // Миф в культуре: человек – не-человек. М., 2000.
«Трагедия человека» И. Мадача – первая венгерская антиутопия. М., 2001.
Христианская интонация в творчестве Н. Рубцова // Славяноведение. 2002. № 6.
Творчество Имре Мадача в европейском контексте // Художественная культура Австро-Венгрии: искусство многонациональной империи. М., 2002.
Сакрализация термина «социалистический реализм» // Оппозиция сакральное / светское в славянской культуре. М., 2004.
Социалистический реализм. Историко-культурный аспект (Из опыта восточноевропейских литератур. 1930–1970-е годы). М., 2004.
Телесный код в соцреалистических литературах // Телесный код в славянских культурах. М., 2005.
«Книжные новости» как индикатор государственной политики // Категории и концепты славянской культуры. М., 2007.
Поэзия Ш. Петефи сквозь призму идентичности // Категории и концепты славянской культуры. М., 2007.
|