You are here: Главная Библиотека Сотрудники
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

inslav

Сотрудники

Акимова Ольга Анатольевна

Печать PDF

Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Отдела истории средних веков, работает в Институте славяноведения с 1990 года (старший научный сотрудник).

Родилась 10 августа 1952 года в Москве. В 1975 году окончила исторический факультет МГУ, затем аспирантуру Института славяноведения, где в 1984 году защитила кандидатскую диссертацию «Историческая мысль Далмации XIII в.».

Специалист по истории и истории культуры южных славян в эпоху средневековья. Исследует прошлое Хорватии, Далмации, Сербии, Боснии в широком хронологическом диапазоне (VII–XVII вв.), разрабатывая проблемы развития этнического самосознания в этих регионах, становления и развития в них христианства, формирования и функционирования институтов государственной власти, специфики межконфессиональных отношений, истории литератур и общественной мысли, гендерной истории и т.д. Является соавтором коллективных трудов по истории и культуре славянских народов в Средние века. Подготовила научное издание на русском языке хроники Фомы Сплитского, осущестив публикацию памятника в своем переводе, его исследование и комментирование. Автор материалов о хорватской, далматинской и дубровницкой литературе XV–XVIII вв. в трудах по истории славянских литератур.

Работала в Отделе рукописей и Информационном центре по культуре и искусству Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина и в ИНИОН.

Сочинения

Формирование хорватской раннефеодальной государственности // Раннефеодальные государства на Балканах, VI–XII вв. М., 1985.

Развитие этнического самосознания хорватов в XII–XIV вв. // Развитие этнического самосознавния славянских народов в эпоху зрелого феодализма. М., 1988.

Этническое и культурное самосознание населения Боснии в XV в. // Этническое самосознание славян в XV столетии. М., 1995.

Этническое и культурное самосознание хорватов в XV в. // Там же.

Frauenalltag und Weiblichkeitsmodelle in den nordwestlichen Balkanländern vom 13.–15. Jht. // Eros–Macht–Askese: Geschlechterspannungen als Dialogstruktur in Kunst und Literatur. Trier, 1996.

Хорватская, далматинская и дубровницкая литература XV–XVIII вв. // История литератур западных и южных славян. М., 1997. Т.1.

Межконфессиональные отношения в Боснии (конец XIV – XV в.) // Славяне и их соседи. М., 1999. Вып. 7.

Христианство в далматинских, хорватских и сербских землях в X–XI вв. // Христианство в странах Восточной, Юго-Восточной и Центральной Европы на пороге второго тысячелетия. М., 2002.

Материалы Второго хорватского славистического конгресса. Т. 1–2 // Славяноведение. 2003. № 5.

Йосип Юрай Штросмайер и Россия // Josip Juraj Strossmayer: Zbornik radova. Zagreb, 2006.

Культура Возрождения. М., 2007. Т. 1 (соавтор).

Русские земли в хорватских этногенетических мифологемах позднего Средневековья и раннего Нового времени // Россия в глазах славянского мира. М., 2007.

Славянские древности в трудах Юрия Крижанича // Slovo. Zagreb, 2008. Sv. 56–57.

Развитие общественной мысли в раннесредневековых государствах на западе Балкан // Общественная мысль славянских народов в эпоху раннего Средневековья. М., 2009.

Хорватская глаголическая культура: путь к национальному символу // Европейские сравнительно-исторические исследования. Вып. 3. История и сообщества. М., 2010.

Публикация

Фома Сплитский. История архиепископов Салоны и Сплита. М., 1997.

 

Кузнецова Анна Михайловна

Печать PDF

Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Отдела типологии и сравнительного языкознания, работает в Институте славяноведения с 1998 года (младший научный сотрудник, затем научный сотрудник, старший научный сотрудник).

Родилась 1 мая 1968 года в Москве. После окончания в 1992 году исторического факультета МГУ продолжала обучение на отделении медиевистики Центрально-Европейского университета в Будапеште, в 1994 году защитила там магистерскую диссертацию, посвященную современной историографии Кирилло-Мефодиевской миссии в Великой Моравии, затем училась в аспирантуре МГУ и в 1998 году защитила там кандидатскую диссертацию «История полабско-балтийских славян в отечественной историографии (1917–1997 гг.)»

Исследовательница истории славян Центральной Европы в средние века и полабско-балтийского славянства. Исследует Жития святых – миссионеров Центральной и Восточной Европы IX–XI вв., изучает проблемы христианизации народов этого региона на рубеже второго тысячелетия, общественную мысль Чехии в раннем средневековье, влияние славянского фактора на становление государственности в раннесредневековой Венгрии.

Сочинения

Изучение полабско-балтийских славян в отечественной историографии за последние 80 лет // Славянский мир: проблемы изучения. Сборник научных трудов. Тверь, 1998.

Агиография как зеркало христианизации: Некоторые вопросы исследования раннесредневековых житий святых – миссионеров Центральной и Восточной Европы // Зарубежные славяне в прошлом и настоящем: Сборник научных трудов. М., 1999.

Образ «другого»: Образ полабо-балтийских славян в «Славянской хронике» Гельмольда // Славяне и их соседи. М., 1999. Вып. 9.

St. Stephen of Perm: missionary and popular saint // The Mad of Many Pevices, who Wondered Full many ways. Budapest, 1999.

Миссия латинской церкви: опыт христианского Запада и Центральная и Юго-Восточная Европа на рубеже второго тысячелетия // Христианство в странах Восточной, Юго-Восточной и Центральной Европы на пороге второго тысячелетия. М., 2002.

Христианство в Венгрии на пороге второго тысячелетия // Там же.

Sacred Words, Sacred Letters: (New Alphabets in the Lives of Holy Missionaries and Teachers) // Language of Religion – Language of the People: Medieval Judaism, Christianity and Islam. München, 2006.

«A Walt of Bronze» or Demons versus Saints: Whose Victory ? // Demons, Spirits, Witches. Budapest, 2006. Vol. 2. Christian Demonology and Popular Mythology.

Образ идеального правителя в Хронике Козьмы Пражского // Славяне и их соседи. Анфологион: Власть, общество, культура в славянском мире в Средние века. К 70-летию Бориса Николаевича Флори. М., 2008. Выпуск 12.

Общественная мысль Чехии эпохи раннего средневековья // Общественная мысль славянских народов в эпоху раннего средневековья. М., 2009.

 

Луховицкий Лев Всеволодович

Печать PDF

Кандидат филологических наук, научный сотрудник Отдела истории средних веков, работает в Институте славяноведения с 2010 года (младший научный сотрудник, затем научный сотрудник).

Родился 1 марта 1984 года в Москве. В 2006 году окончил кафедру византийской и новогреческой филологии филологического ф-та МГУ. В 2006–2009 годах обучался там же в аспирантуре. В 2010 году защитил в МГУ диссертацию «Apologeticus atque Antirrhetici — основное богословско-полемическое сочинение патриарха Никифора Константинопольского: опыт комплексного историко-филологического анализа» (научный руководитель — проф. Д. Е. Афиногенов).

Научные интересы: византийская литература, агиография, среднегреческий язык, метафразирование, историческая память в Византии, славяно-византийские отношения, самосознание балканских народов в раннее Новое время. С 2010 года – старший научный редактор редакции истории Восточно-Христианских церквей ЦНЦ «Православная энциклопедия».

https://inslav.academia.edu/LevLukhovitskiy

Основные публикации

Nikephoros Gregoras’ Vita of St. Michael the Synkellos: Rewriting Techniques and Reconstruction of the Iconoclast Past in a 14th cent. Hagiographical Metaphrasis // Jahrbuch der Österreichischen Byzaninistik. 2014. Bd. 64. S. 177–196 (doi: 10.1553/joeb64s177)

Ἀσεβὴς Εὐσέβιος: Eusebius’ of Caesarea Image in 14th Century Byzantium and its Sources // Byzantinoslavica. 2014. Vol. 72. P. 234–246

Споры о святых иконах при Алексее I Комнине: Полемические стратегии и выбор источников // Византийский временник. 2014. Т. 73 (98). С. 88–107

Скажи «арфа». Прп. Иоанникий Великий как логопед // Индоевропейское языкознание и классическая филология. 2014. № 18. С. 581–590

Historical Memory of Byzantine Iconoclasm in the 14th c.: The Case of Nikephoros Gregoras and Philotheos Kokkinos // Aesthetics and Theurgy in Byzantium / Ed. S. Mariev, W.-M. Stock. Berlin; Boston: de Gruyter, 2013. (Byzantinisches Archiv; 25). P. 205–233 (doi: 10.1515/9781614512615.205)

Миссия прп. Михаила Синкелла и братьев Начертанных в источниках IX­–XIV вв. Принципы метафразы и историческая память об иконоборчестве // Вестник ПСТГУ. Серия 3: Филология. 2013. Вып. 4(34). С. 58–73

Εἰκονολάτραι — православные или еретики? // Индоевропейское языкознание и классическая филология. 2013. № 17. С. 546–558

Как читали святоотеческий текст в Поздней Византии? (Геннадий Схоларий о Псевдо-Феодоре Начертанном) // Индоевропейское языкознание и классическая филология. 2012. № 16. С. 461–473

Литературная природа «Вопрошаний» Константина V по данным «Apologeticus atque Antirrhetici» Никифора Константинопольского // Византийский временник. 2011. Т. 70 (95). С. 124–138

Ψευδώνυμος и ἀψευδὴς εἰκών в иконоборческих спорах // Индоевропейское языкознание и классическая филология. 2011. № 15. С. 348–361

Византийское иконоборчество – спор о терминах? // Индоевропейское языкознание и классическая филология. 2010. № 14. Ч. 2. С. 155–163

К вопросу о «радикальном богословии» Константина V (филологические заметки) // Индоевропейское языкознание и классическая филология. 2009. № 13. С. 402–409

История первого периода иконоборчества и актуальная политика в «Apologeticus atque Antirrhetici» патриарха Никифора Константинопольского // Византийский временник. 2009. Т. 68 (93). С. 59–74

Риторические приемы в антииконоборческом трактате патриарха Никифора Константинопольского «Apologeticus atque Antirrhetici» // Вопросы филологии. 2007. № 3 (27). С. 85–93

Греческий оригинал «Написания о правой вере» Константина Философа: структурная организация и полемические задачи // Славяноведение. 2007. № 5. С. 65–73

 

Мельников Георгий Павлович

Печать PDF

Кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Отдела истории средних веков, работает в Институте славяноведения с 1978 года (младший научный сотрудник, затем научный сотрудник, старший научный сотрудник, ведущий научный сотрудник).

Родился 10 октября 1951 года в Москве. Окончил в 1974 году исторический факультет МГУ и затем аспирантуру там же. В 1977 году защитил кандидатскую диссертацию «Социальная структура и политическая борьба пражских горожан в первой половине XVI в.»

Специалист по истории и культуре Чехии и Словакии в Средневековье и раннее Новое время, исследователь истории и современного состояния зарубежных славянских культур. Изучает историю и культуру Чехии XIV – XVIII вв. (в особенности проблемы поздней готики, Ренессанса и Барокко, творчество Я. А. Коменского). Написал учебник «Культура зарубежных славянских народов» (М., 1994) и соответствующие разделы в учебнике «История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения» (М., 2001), был ответственным редактором и одним из авторов трехтомной «Истории культур славянских народов» (М., 2003–2008), поддержанной грантом Президента РФ. Куратор славянского блока и автор статей в изд. «Культура Возрождения. Энциклопедия» (М., 2007. Т. 1).

В 2001 году АН Чешской республики наградила Г. П. Мельникова именной почетной медалью им. Ф. Палацкого «За заслуги в развитии общественных наук». Член российско-чешской комиссии историков и архивистов.

С 1994 года читает курсы лекций в Государственной Академии славянской культуры (ГАСК), профессор, декан факультета культурологи (с 2008 года).

Разработал авторские курсы «История культуры зарубежных славянских народов» и «Искусство стран Восточной Европы».

Член международной редколлегии ежегодника «Studia Comeniana et Historica» (Чехия, с 2010 года). Член редколлегии журнала «Средние века» (с 2008 года).

Коллекционирует предметы народного искусства славян, преимущественно народную игрушку. Организовал несколько выставок из своей коллекции.

Сочинения

Культура Чехии ХХ века: Учебное пособие. М., 2007.

Социально-экономическая структура населения Праги в первой половине XVI в. // Проблемы всеобщей истории. М., 1976.

Из истории общественно-политической борьбы в Чехии в 20-е годы XVI в. // Советское славяноведение. 1980. № 5.

Этническое самосознание чехов во второй половине XIV в. // Развитие этнического самосознания славянских народов в эпоху зрелого феодализма. М., 1989.

Я. А. Коменский и аудиовизуальные искусства XVII в. // Acta Comeniana. Praha, 1993. [Vol.] 34 (10).

Социоэкономическое и социокультурное положение еврейского населения Праги в конце XVI – начале XVII в. // Славяне и их соседи. М., 1994. Вып. 5.

Христианский интеллектуал XVII в.: Я. А. Коменский и его воззрения на личность философа // Человек в контексте культуры: славянский мир. М., 1995.

Этническое самосознание славян в XV столетии. М., 1995 (соавтор).

Этногенетический миф в самосознании чешской знати XIV в. // Элита и этнос средневековья. М., 1995.

Автопортрет ученого XVII века: (Я. А. Коменский в зеркале своих сочинений) // Человек – культура – общество в концепции Яна Амоса Коменского: Материалы Международного симпозиума к 400-летию со дня рождения Я. А. Коменского (Москва, 1990 г.) М., 1997.

Český rukopisný slovník z přelomu 16. а 17. st. // Folia Нistorica Bohemica. Praha, 1997. [Vol.] 18.

Идея славянской общности в чешской мысли средневековья // Славянские литературы: Культура и фольклор славянских народов: Доклады российской делегации / XII Международный съезд славистов (Краков, 1998). М., 1998.

«Образы власти» в сочинениях чешских гуманистов // Культура Возрождения и власть. М., 1999.

Живое / неживое: голем, машина и концепция современной культуры Э. Фромма // Миф в культуре: человек – не-человек. М., 2000.

Чешский ученый З. Калиста и проблемы Барокко: (К 100-летию со дня рождения) // Славянский альманах 1999. М., 2000.

Славянские культуры на рубеже тысячелетий // Славянский альманах 2001. М., 2002.

Сакральное и светское в культурах первых славянских святых (Чехия, Польша, Сербия, Русь) // Литература, культура и фольклор славянских народов: Доклады российской делегации / ХIII Международный съезд славистов, Любляна, август 2003 г. М., 2003.

Хлудневская игрушка // Живая старина. 2003. № 2.

Педагогика Я.А. Коменского: синтез веры и знания // История образования и педагогической мысли в эпоху Древности, Средневековья и Возрождения. М., 2004.

Пространство в культуре чешского барокко // Культура и пространство: славянский мир. М., 2004.

Сакральный мотив в романе М. Кундеры «Шутка» // Оппозиция сакральное / светское в славянской культуре. М., 2004.

Богуслав Бальбин – чешский иезуит, эрудит, патриот XVII века // Человек XVII столетия. М., 2005. Ч. 1.

Ян Амос Коменский – человек веры и разума эпохи барокко // Там же.

Телесность в чешском барокко // Телесный код в славянских культурах. М., 2005.

Чехия и Словакия в ХХ в.: очерки истории. М., 2005. Кн. 1–2 (соавтор).

Идентификация христианина в универсальной концепции Я. А. Коменского // Культура сквозь призму идентичности. М., 2006.

Первая дама поэзии в Чехии: Э. Вестония в контексте «гендерного прорыва» Ренессанса // Поэтический мир славянства. М., 2006.

Периодизация русского барокко в контексте общеевропейской антропологии барокко // Человек в культуре русского барокко. М., 2007.

Петрарка и пражские интеллектуалы круга Карла IV // Франческо Петрарка и европейская культура. М., 2007.

Категория пространства в культуре чешского барокко. // Per saecula ad tempora nostra. Sborník prací k šedesátým narozeninám prof. Jaroslava Pánka. Praha, 2007. Sv. 1.

Историко-ландшафтная оптика чешского барочного патриотизма // Ландшафты культуры. Славянский мир. М., 2007.

Jak se (ne)daří české opeře v Rusku // Svět a divadlo. Praha, 2007. № 6.

Гуситское движение: причины, ход, результаты // Учебно-методический комплекс по истории средних веков. М., 2008.

Имперское и чешское в концепции власти Карла IV // Славяне и их соседи. Вып. 12. М., 2008.

Возвращение Д.И. Чижевского // Славяноведение. 2008. № 4.

Komenský u východních Slovanů // Jan Amos Komenský: Odkaz kultuře vzdělávání. Praha, 2009.

История славянских культур: актуальные проблемы // Славянский альманах 2008. М., 2009.

Проблема преемственности передачи знания в «Великой дидактике» Я. А. Коменского // Стиль наследования культуры. М., 2009.

Иероним Пражский // Православная энциклопедия. Т. 21. М., 2009.

Юбилейный август-68: сорок лет спустя // 1968 год. «Пражская весна». М., 2010.

Русская тема в творчестве чешского художника А. Мухи // Славянский мир в третьем тысячелетии. М., 2010.

Иоанн Непомуцкий // Православная энциклопедия. Т. 24. М., 2010.

Традиции и новации в народной игрушке (в свете проблемы автоидентификации мастеров) // Фольклор и фольклоризм в меняющемся мире. М., 2010.

«Из Чехии аж на край света»: глобальные интенции малого народа // Одиссей-2009. М., 2010.

Литература

Pánek J. České dějiny se odehrávají mezi Východem i Západem: (Rozhovor z G. Mel'nikovem) // Dějiny a součastnost. Praha, 1992. № 5.

Scholars of Early Modern Studies. Kirksville (USA), 1992. Vol. 26.

Кто есть кто: русское изд. Изд. 6-е. М., 2003.

Pánek J. Ruský bohemista Geogij Pavlovič Mel’nikov // Folia Нistorica Bohemica. Praha, 2003. [Vol.] 20.

Scholars of Bohemian, Czech, and Czechoslovac History Studies. Prague, 2005. T. 2.

Библиография

Bibliografie prací G. P. Mel’nikova k problematice dĕjin a kultury Českých zemí a středovýchodní Evropy // Folia historica Bohemica. Praha, 2003. [Vol.] 20.

 

Неменский Олег Борисович

Печать PDF

Научный сотрудник Отдела истории средних веков, работает в Институте славяноведения с 2005 года (младший научный сотрудник, затем научный сотрудник).

Родился 25 августа 1979 года в Москве. В 2001 году окончил исторический факультет и в 2004 году – аспирантуру МГУ.

Исследователь истории самосознания восточных и западных славян, а также их национальных идеологий. Изучает историческое и этническое самосознание западных и восточных славян в XVI–XVII вв. и становление их национальных проектов в XIX– X вв. Особое внимание уделяет исследованию идентичности православных и униатских элит Речи Посполитой в конце XVI – первой половине XVII в. Опубликовал несколько работ о теоретических проблемах изучения исторического самосознания, этничности и процессов формирования наций, о современных межнациональных отношениях на землях бывшей Первой Речи Посполитой, о малых национальных и региональных движениях и русско-украинских взаимоотношениях.

Сочинения

История Руси в «Палинодии» Захарии Копыстенского и «Обороне унии» Льва Кревзы // Україна та Росія: проблеми політичних і соціокультурних відносин. Київ, 2003.

Феномен чешского национального возрождения как теоретическая проблема // Вестник Университета Российской академии образования, 2004. № 2 (24).

Трактовки Крещения Руси в православно-униатской полемической литературе Западной Руси в первой половине XVII века // Раннее средневековье глазами Позднего средневековья и Раннего Нового времени (Центральная, Восточная и Юго-Восточная Европа). М., 2006.

Особенности этнического самосознания Мелетия Смотрицкого // Леў Сапега и яго час. Гродна, 2007.

Свойства приднестровской идентичности и их роль в планах по урегулированию конфликта // Звенья. М., 2007. № 3 (7). Гуманитарный и правозащитный аспекты неурегулированности приднестровского конфликта.

Воображаемые сообщества в «Палинодии» Захарии Копыстенского и «Обороне унии» Льва Кревзы // Белоруссия и Украина. История и культура. Ежегодник 2005/2006. М., 2008. Вып.3.

Русская идентичность в Речи Посполитой в конце XVI – первой половине XVII в. (по материалам полемической литературы) // Религиозные и этнические традиции в формировании национальной идентичности в Европе. Средние века – Новое время. М., 2008.

Представления о славянской общности в «Палинодии» Захарии Копыстенского // Славянский мир в третьем тысячелетии. Славянская идентичность – новые факторы консолидации. М., 2008.

Формы русской идентичности у Мелетия Смотрицкого // Власть, общество, культура в славянском мире в Средние века. Славяне и их соседи. М., 2008. Вып.12.

Восприятие Московского государства и его жителей на Западной Руси в конце XVI – первой половине XVII века (по материалам православно-униатской полемической литературы) // Украина и украинцы: образы, представления, стереотипы. М., 2008.

Об этноконфессиональном самосознании православного и униатского населения Речи Посполитой после Брестской унии // Между Москвой, Варшавой и Киевом. М., 2008.

Проблемы исторической номинации Западной Руси // Украина и украинцы: образы, представления, стереотипы. М., 2008.

Восточнославянский этнический сепаратизм: Русины и казаки // Актуальные проблемы Европы. Сб. науч. трудов ИНИОН РАН. М., 2009. № 3. Сепаратизм в современной Европе.

Русинский национальный проект и русская идентичность // Карпатские русины в славянском мире. Актуальные проблемы. М.; Братислава, 2009.

Конфессиональная и этническая идентичность автора в полемических сочинениях Михаила Оросвиговского Андреллы // Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. Петербургские славянские и балканские исследования. 2010. № 2.

Поляки и русские: народы разных времён и разных пространств // Вопросы национализма. 2010. № 3.

«Право народа» в православной мысли Речи Посполитой в конце XVI – первой половине XVII в. // Предания и мифы о происхождении власти эпохи Средневековья и раннего Нового времени. М., 2010.

Русинство и казакийство как противоположные модели восточнославянской идентичности // Русины Карпатской Руси: Проблемные вопросы истории и современность. Ростов-на-Дону, 2010.

Русь и Константинополь в западнорусской полемической литературе после Брестской церковной унии 1596 г. // Вестник МГУ. Серия 8. История. М., 2010. № 5.

Эволюция форм идентичности Мелетия Смотрицкого // Біля джерел українського бароко (Львівська медієвістика, вип.3). Львів, 2010.

«Чтобы на Руси не было Руси»: исторические особенности идеологии украинства // Вопросы национализма. 2011. № 1.

 

Петрухин Владимир Яковлевич

Печать PDF

Доктор исторических наук, главный научный сотрудник Отдела истории средних веков, работает в Институте славяноведения с 1991 года (старший научный сотрудник, затем ведущий научный сотрудник, главный научный сотрудник).

Родился 25 июля 1950 года в Пушкине Московской области. В 1972 году окончил кафедру археологии исторического факультета МГУ, в 1975 году защитил в МГУ кандидатскую диссертацию «Погребальный культ языческой Скандинавии», в 1994 году в Институте славяноведения – докторскую диссертацию «Проблемы этнокультурной истории славян и Руси в IX–XI вв.»

Исследователь истории Древней Руси и ранней истории народов Восточной, Центральной и Юго-Восточной Европы. Исследует вопросы этнокультурной истории славян, роли варягов и хазар в русской истории, изучает проблемы славяно-иудаистических связей, мифологические традиции народов Северной Евразии, принимает участие в подготовке публикаций исторических источников. Работает в редколлегии и участвует в написании статей для этнолингвистического словаря «Славянские древности» (М., 1995–. Т. 1 – издание продолжается), член авторского коллектива и редколлегии энциклопедического словаря «Славянская мифология» (М., 1995; Изд. 2-е, испр. и доп.: М., 2002, есть также издание на сербском языке). Координатор междисциплинарного «Хазарского проекта» (с 2000) (редактор сборников: «Хазары», М.–Иерусалим, 2005; «Хазары: миф и история» М.–Иерусалим, 2010).

Награжден медалью Славянского фонда России за большой вклад в сохранение и развитие Кирилло-Мефодиевского наследия (в 2010 году) и премией им. Д. С. Лихачева 2015 года «за монографию “Русь в IX—X веках. От призвания варягов до выбора веры”».

До 1991 года работал научным редактором в издательстве «Советская энциклопедия», принимал участие в редакторской работе над энциклопедией «Мифы народов мира» (М., 1980–1982. Т. 1–2) и другими энциклопедическими изданиями, сотрудничал с ИСл и Институтом отечественной истории в подготовке русского издания труда Константина Багрянородного «Об управлении империей» (М., 1989. 2-е изд.: М., 1991).

C 1995 года – член академического совета центра «Сэфер», с 1997 года – профессор кафедры Истории России средневековья и раннего нового времени Историко-Архивного Института РГГУ. Читает курсы начальной истории России и славян в РГГУ, начальной истории евреев в ИСАА МГУ.

Член редколлегии журналов «Славяноведение» (с 1994 года), «Вестник Еврейского университета» (М. – Иерусалим) (с 1994 года), «Живая старина» (с 1995 года), болгарского журнала «Проблеми на изкуството» (с 2005 года), альманаха «Хазарский альманах» (Харьков, с 2002 года).

Сочинения

Начало этнокультурной истории Руси, IX–XI вв. М.; Смоленск, 1995.

Славяне: Учебное пособие для дополнительного образования. М., 1996 (2-е изд.: 2002).

Древняя Русь: Народ. Князья. Религия. М., 2000.

Древняя Русь: что есть что? М., 2000.

Мифы древней Скандинавии. М., 2001.

Мифы финно-угров. М., 2003.

Мифы о сотворении мира. М., 2005.

Крещение Руси: от язычества к христианству. М., 2006.

Древняя Русь. М., 2008 (для ср. школьного возраста).

Мифы о загробном мире. М., 2010.

"Русь и вси языци": Аспекты исторических взаимосвязей: Историко-археологические очерки. М., 2011.

Очерки истории народов России в древности и раннем средневековье. М., 1998 (2-е изд.: 2004) (соавтор).

Древняя Русь, IX в. – 1263 г. М., 2005.

История мировой культуры. Сокровища Ойкумены: великое переселение. М., 2005 (соавтор).

История мировой культуры. Сокровища Ойкумены: перед нашествием. М., 2005 (соавтор).

Фольклор и книжность: Миф и исторические реалии. М., 2008 (соавтор).

Еврейский миф в славянской культуре. М.; Иерусалим, 2008 (соавтор).

История еврейского народа в России. М.; Иерусалим, 2010 (соавтор);

Публикации

Голб Н., Прицак О. Хазарско-еврейские документы Х века. М.; Иерусалим, 1997 (2-е изд.: 2003) (научный редактор, автор комментариев).

Мирча Элиаде. История веры и религиозных идей. М., 2001 (2-е изд.: 2008) (научный редактор, автор комментариев).

Литература

Белова О. В., Чернецов А. В. Путь из варяг в греки, или Одиссея археолога // Живая старина. М., 2010. № 3.

Библиография

Славянская этнолингвистика: Библиография. Изд. 2-е, испр. и доп. М., 2004.

Владимир Яковлевич Петрухин: биобиблиограф. указатель. М., 2010. (Ученые РГГУ).

 

Турилов Анатолий Аркадьевич

Печать PDF

Кандидат исторических наук, иностранный член Сербской академии наук и искусств, член Академии Амброзиана по классу славистики, ведущий научный сотрудник Отдела истории средних веков, работает в Институте славяноведения с 1979 года (до 1989 года – в Археографической комиссии): младший научный сотрудник, затем научный сотрудник, старший научный сотрудник, ведущий научный сотрудник.

Родился 23 мая 1951 года в Ярославле. После окончания в 1973 году исторического факультета МГУ учился в аспирантуре Института славяноведения. В 1977–1979 годах работал в Отделе рукописей ГБЛ. В 1980 году защитил в Институте славяноведения кандидатскую диссертацию «Болгарские и сербские источники по средневековой истории Балкан в русской книжности конца XIV – первой четверти XVI вв.».

Историк, исследователь духовной культуры православных славян в Средние века и раннее Новое время, специалист в области кириллической палеографии (в том числе вещевой), знаток средневековой славянской книжно-письменной традиции. Разрабатывает широкий круг проблем культурной истории и духовной жизни восточных и южных славян IX–XVII вв.: изучает литературное творчество учеников Кирилла и Мефодия и их современников, межславянские книжно-литературные связи, книжную культуру Белоруссии и Украины, раннюю историю русского книгопечатания.

Исследует письменные источники по истории народных верований восточных славян. Занимается источниковедением и вспомогательными историческими дисциплинами: открыл и ввел в научный оборот ряд неизвестных славянских письменных памятников IX – XI вв. и более позднего времени, в том числе гимнографические сочинения учеников Кирилла и Мефодия – Климента Охридского (каноны Мефодию, на Успение Богородицы и на Богоявление) и Константина Преславского (стихиры бельческого погребения), снабженные акростихами с именами авторов. Разыскал считавшийся около ста лет утраченным список важнейшего памятника болгарской исторической мысли XI в. – так называемой «Апокрифической летописи». На основании исследования рукописной традиции и текстологии «Сказания инока Христодула о чудесах св. Георгия» реконструировал исходный текст и проследил историю памятника. Им написаны свыше 270 статей и разделов в «Православной энциклопедии», Т. 1–39 (М., 2000–2015).

Награжден церковными орденами преподобного Сергия Радонежского и св. Даниила Московского (оба 2-й степени) за участие в подготовке историко-богословских изданий; свт. Макария, митр. Московского 3-й степени за многолетнее участие в работе Макариевского фонда.

Член Международной библейской комиссии при МКС (до 2012 г.), Археографической комиссии РАН, Научно-издательского совета Православной энциклопедии, Патриаршего Агиографического совета при «Православной энциклопедии», Экспертного совета по присуждению премий памяти митрополита Макария (Булгакова).

Ответственный редактор «Сводного каталога славяно-русских рукописных книг XIV в. в хранилищах России, стран СНГ и Балтии» (выходит с 2002). Участник подготовки комментированного издания «История русской церкви» митрополита Макария. Принимал участие в научном проекте шведских научных и архивных учреждений по описанию вывезенных в 1617 в Швецию документов Новгородской приказной избы. Участвует в проекте Сербской Академии наук и искусств по комментированному изданию грамот сербских правителей XIII – начала XVI вв. монастырю Хиландарь.

Является членом редколлегий словарей древнерусского языка XI–XIV и XI–XVII вв., журналов «Археографски прилози» (Белград), «Древняя Русь: вопросы медиевистики», «Jужнословенски филолог» (Белград), «Православне студиjе» (Ниш), «Словене» / Slovene, «Стари српски архив (Белград)», «Старобългарска литература» (София), «Церковно-исторический вестник», «Russica Romana» (Рим - Пиза).

Сочинения

Slavia Cyrillomethodiana: Источниковедение истории и культуры южных славян и Древней Руси. Межславянские культурные связи эпохи средневековья. М., 2010. См. подробнее

«От Кирилла Философа до Константина Костенецкого и Василия Софиянина» (История и культура славян IX – XVII вв.). М., 2011. См. подробнее

Межславянские связи эпохи Средневековья и источниковедение истории и культуры славян: Этюды и характеристики. М., 2012.

Исследования по славянскому и сербскому средневековью / Студиjе из словенског и српског Средњог века. Београд: «Чигоjа штампа», 2014. См. подробнее

Предварительный список славяно-русских рукописных книг XV в., хранящихся в СССР… М., 1986 (составитель) и Дополнения… М., 1993 (один из составителей).

Древнерусская книжность (естественно-научные и сокровенные знания в России XVI в., связанные с Иваном Рыковым). М., 1994 (соавтор).

Переводная литература у южных и восточных славян в эпоху раннего Средневековья // Очерки истории культуры славян. М., 1996. [Вып. 1] (соавтор).

Брестская уния 1596 г. и общественно-политическая борьба на Украине и в Белоруссии в конце XVI – первой половине XVII в. М., 1999. Ч. 2 (соавтор).

Славянские рукописи афонских обителей: [Каталог]. Фессалоники, 1999 (соавтор).

Каталог славяно-русских рукописных книг XV века, хранящихся в Российском государственном архиве древних актов. М., 2000 (редактор-составитель).

Судьбы кирилло-мефодиевской традиции после Кирилла и Мефодия. СПб., 2000 (соавтор) (2-е изд.: СПб., 2004).

Христианство в странах Восточной, Юго-Восточной и Центральной Европы на пороге второго тысячелетия. М., 2002 (соавтор).

Каталог памятников древнерусской письменности XI – XIV вв. (Рукописные книги). СПб., 2014. (соавтор).

Из какого евангельского кодекса происходит послесловие анагноста Радина? // Остромирово Евангелие и современные исследования рукописной традиции новозаветных текстов. СПб., 2010.

К изучению южнославянской рукописной традиции «Прогласа Константина Философа» // «Пение мало Георгию»: Сборник в чест на 65-годишнината на проф. дфн Георги Попов. София, 2010.

Золотой потир из  Благовещенского собора как памятник искусства и эпиграфики // Московский Кремль XV столетия. Древние святыни и исторические памятники. М., 2011. Т. 1. (соавтор).

Из истории русско-южнославянских книжных связей XII – XIII вв.: новое и забытое // Russica Romana. Pisa; Roma, 2011. Vol. XVII (2010).

Об одном безымянном сербском книгописце-каллиграфе раннего XIV в. (пергаменное Евангелие Хиландарь, № 12 и рукописи его круга) // Археографски прилози. Београд, 2011. Бр. 33.

Болгарские книжники раннего XIV в. между Тырновом, Святой горой и Святой землёй  (по следам забытых и новейших атрибуций) // Средновековни тексти, автори и книги: Сборник в чест на Хайнц Миклас. София, 2012 (= Кирило-Методиевски студии. Кн. 21).

Забытые и малоизвестные факты из истории древнейшего перевода Пролога у южных славян (к проблеме «первого восточно-славянского влияния») // Славяноведение, 2012, № 2. С. 8-26.

К изучению палеографии надписей на художественных памятниках круга Андрея Рублева // Древнерусское искусство. Искусство средневековой Руси и Византии эпохи Андрея Рублева. К 600-летию росписи Успенского собора во Владимире: Мат-лы Международной научной конференции. М., 2012.

К истории двух древнейших четьих рукописей черногорских монастырских собраний: Милешевский Панегирик (Цетинский монастырь, № 50) и Пандекты Никона Черногорца (монастырь Троицы у Плевля, № 87) // Српско jезичко насљеђе на простору данашње Црне Горе и српски jезик данас / Зборник радова са Међународног научног скупа, одржаног  у Херцег Новом. Никшић, 2012.

К реконструкции комплекта пергаменных тырновских служебных Миней второй четверти – середины XIV в. // Старобългарската ръкописна книга – съдба и миссия: В памет на проф. Куйо М. Куев по случай 100-годишнината от рождението му. Велико Търново, 2012.

О датировке и писце среднеболгарского Евангелия апракос при Скопском Апостоле 1313 г. // Язык Библии: Лингво-текстологические исследования / Езикът на Библия: Езиково-текстолошки проучвания. М.; СПб., 2012.

О датировке и происхождении двух сербских пергаменных списков Святосавской Кормчей // Славянский альманах 2012. М., 2013.

Общественная мысль Сербии конца XII – XIII вв. (Власть и общество в представлениях сербских книжников) // Власть и общество в литературных текстах Древней Руси и других славянских стран (XII – XIII вв.). М., 2012 (соавтор).

К вопросу о палеографической датировке росписей новгородской церкви Успения на Волотовом поле // Храм i люди: збiрка статей до 90-рiччя з дня народження С.О. Висоцького. Киiв, 2013.

К истории библиотеки и скриптория Дечанского монастыря: заметки о рукописях XIV в. // Дечани у светлу археографских истраживања. Београд, 2013.

К истории поздневизантийской церковной иерархии (по данным славянских источников конца XIV – середины XV вв.) // Зборник радова Византолошког института. Београд, 2013 . Кн. 50/2

«Революции» в истории славянской письменности и проблемы эффективности палеографического метода // Палеография, кодикология и дипломатика: современный опыт исследования греческих, латинских и славянского рукописей и документов / Мат-лы Международной научной конференции в честь 75-летия Б.Л. Фонкича. М., 2013.

Святые апостолы славян – Константин (Кирилл) Философ и Мефодий, архиепископ Моравии и Паннонии // В начале было слово: Посвящается 1150-летию моравской миссии св. Кирилла и Мефодия / Каталог выставки. М., 2013.

Сербский ковчег-реликварий св. царя Константина из Благовещенского собора Московского Кремля – датировка и гипотезы о происхождении // Црквене студиjе. Ниш, 2013. Књ. 10.

Власть и общество в Сербии последней трети XIII – середины XIV в. в памятниках книжности и права // Власть и общество на Руси и в славянских странах в XIII – XIV вв. М., 2014 (соавтор).

Еще раз к вопросу о происхождении Торопецкой (Корсунской) иконы Богоматери: гипотеза историка // «В созвездии Льва»: Сборник статей по древнерусскому искусству в честь Л.И. Лифшица. М., 2014.

К изучению великоморавского литературного наследия между двумя юбилеями: промежуточные итоги, спорные вопросы и перспективы // Свети Ћирило и Методиjе: 863-2013. Београд, 2014.

К объяснению одного тёмного места в «Болгарской апокрифической летописи»: почему «детищ» царь Испор был «ношен три леты»? // Средновековният човек и неговият свят: Сборник в чест на 70-та годишнина на К. Попконстантинов. Велико Търново, 2014.

For research in to the Great Moravian literary heritage: preliminary conclusions, disputable questions and perspectives // The Cyril and Methodius Mission and Europe – 1150 Years since the arrival of the Thessaloniki Brothers in Great Moravia. Brno, 2014.

Две заметки о русской рукописной традиции Пространного жития Константина-Кирилла Философа // ΠΟΛΥΙΣΤΩΡ. Scripta slavica Mario Capaldo dicata. Москва-Рим, 2015.

К изучению вклада митрополита Киприана в русскую культуру последней четверти XIV – XV вв. (новые факты и гипотезы) // Россия-Болгария: образы духовного единства". София, 2015.

К палеографической датировке двух мощевиков из Благовещенского собора Московского Кремля // «Словене» / Slovene, 2015, № 1 (К 70-летию проф. М. Вс. Рождественской и Т. Вс. Рождественской). Ч. 2.

«Незамеченная» дата в южнославянских кириллической и глаголической палеографиях (к вопросу о времени написания Охридского Апостола) // Славяноведение, 2016, № 2.

Публикации

Древнейший письмовник южнославянской редакции третьей четверти XIV в. // Русский феодальный архив XIV – первой трети XVI века. М., 1988. [Вып. 3] (соавтор предисловия и публикатор).

The Edificatory Prose of Kievan Rus’. Harvard, 1994 (один из составителей и комментаторов).

Отреченное чтение в России XVII – XVIII вв. М., 2002 (один из составителей и комментаторов).

Ответы Георгия, митрополита Киевского, на вопросы игумена Германа – древнейшее русское «опрошание» // Славяне и их соседи. М., 2004. Вып. 11 (автор предисловия и публикатор).

Ранние русские источники по истории Ферраро-Флорентийской унии и ее восприятия в православном мире // Флоря Б.Н. Исследования по истории Церкви. Древнерусское и славянское средневековье. М., 2007. Прилож. 2 (публикатор).

Записи в приходной книжке иконописца Макара Борисова Сунгурова (1821–1823). Фрагменты // Шемякин А.И. Словарь масте-ров художественных ремесел Ярославля XVIII – XIX вв.. Ярославль, 2012. Прилож.

Житие преподобномученика Антония Супрасльского и славянские жития балканских новомучеников XVI в. (к постановке проблемы) // Hagiographia Slavica. Munchen – Berlin – Wien, 2013 (= Wiener Slawistischer Almanach. Sonderband. Bd. 82).

Послание митрополита Григория Цамблака великому князю Тверскому Ивану Михайловичу (1415 г.) // Древняя Русь. Вопросы медиевистики, 2015, № 4.

Служба Климента Охридского на Богоявление в составе «Николиной минеи» («Минеи Томича») // Славяноведение, 2016, № 4.

Литература

Славяноведение в СССР: Изучение южных и западных славян. Нью-Йорк, 1992.

Словарь «Отечественные историки». М., 1998.

Кирило-Методиевска енциклопедия. София, 2003. Т. 4.

Чуждестранна българистика през XX в. / Енциклопедичен справочник. София, 2008.

Милтенова А. Анатолий Турилов на 60 години // Бългпристика / Bulgarica: Информационен бюлетин. София, 2011, № 21 (с избранной библиографией).

Юбилей А. А. Турилова // Вестник церковной истории, 2011, № 1–2 (21–22).

Соотрудники Института славяноведения РАН: Биобиблиографический словарь. М., 2012.

Библиографии

Хронологический список трудов А. А. Турилова за 1975–2002 гг. // ТОДРЛ. 2004. Т. 56.

Научные труды А. А. Турилова за 2002–2010 гг. // Вестник церковной истории, 2011, № 1–2 (21–22).

 
JPAGE_CURRENT_OF_TOTAL

авторизация